Здоровое питание: вопросы и ответы.

Правильное питание - залог здоровья дошкольника

 

Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питаниюХарактер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.

 

Что понимается под правильным питанием, и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?

Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеванийОдним словом, правильное питание – это здоровое питание

Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:

Во-первых, полноценным - содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

 

 

 

Характеристика основных компонентов пищи

Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами.

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров - масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.

Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.

Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:

- кальций и фосфор - в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых;

- магний - в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые);

- железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме.

Витамины - в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

Организация питания, рацион, режим и примерное меню

В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.

 

 

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.

 

 

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Всего в день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

 

Завтрак

ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром.

Обед

должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре.

Полдник

ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты.

Ужин

лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует.

 

 

В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты

Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.

Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста, и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.

Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.

 

Рекомендации родителям по питанию маленьких детей

 Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей.

Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.

 

 

Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.

Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

  • Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Уметь правильно пользоваться ложкой.
  • Пользуясь столовым ножом, держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить ребенка не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий.
  • Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.
  • Принимать пищув спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.
  • Не следует даватьмалышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.
  • Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Помните! Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых.

 

Соблюдение перечисленных рекомендаций будет способствовать тому, чтобы Ваш ребенок вырос здоровым

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

свернуть

Основы рационального питания детей

 

 

           Рациональное питание — это физиологически полноценное питание Здоровых детей с учетом их пола, возраста, характера их деятельности и других факторов. Основными Принципами рационально питания  являются:

- соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма

- удовлетворение физиологических потребностей организма в основных пищевых веществах в определенных количествах и соотношениях

- соблюдение оптимального режима питания, способствующего наилучшему усвоению пищи.

          Белки занимают особое место в питании ребенка. Они являются основными структурными элементами клеток и тканей организма, принимают самое активное участие в выработке иммунитета, эритроцитов и гемоглобина, участвуют в образовании ферментов и гормонов. Белок пищи имеет либо животное, либо растительное происхождение С белком животного происхождения в организм поступают не синтезирующиеся в нем незаменимые аминокислоты поэтому для нормального развития ребенка важно не только количество белка, но и его качество, В рационе детей от 1 года до 3 лет животный белок должен составлять не менее 75 % от всего количества белка. С возрастом его удельный вес уменьшается и у детей от 4 до 6 лет равняется 65 %, а свыше 7 лет — 60 %. Белки животного происхождения усваиваются лучше, чем растительного. В целом белки животной пищи усваиваются на 97 %, растительной— на 85 %, смешанной — на 92 %. Усвоение белков повышается при употреблении овощей. Так, белки смешанной пищи состоящей из мяса, крупы, хлеба, усваиваются на 75 %, а при замене части крупы овощами - на 85-90 %. При подборе продуктов детского питания необходимо, чтобы дети получали полноценные белки, причем молоко нецелесообразно заменять эквивалентными количествами мяса и других богатых белком продуктов, так как снижается усвояемость белка. Богатые белком продукты, должны даваться детям, преимущественно, в первую половину дня.

          Жиры служат ребенку не только источником энергии. Они играют важную роль в процессах формирования иммунитета и являются носителями жирорастворимых витаминов — А, Е, Д, К. Большое значение в питании детей имеет качество жиров. Особое внимание необходимо уделять жирам, содержащим полиненасыщенные жирные кислоты (линолевую, линоленовую, арахидоновую). Эти жирные кислоты обладают исключительной биологической ценностью, однако в организме ребенка не синтезируются, в силу чего должны обязательно поступать с пищей. Наибольшее количество полиненасыщенных жирных кислот содержится в растительных жирах (маслах). Так, количество линолевой кислоты в подсолнечном масле составляет 52-60 %, в то время как в коровьем масле только 1-4 %. Линоленовой кислоты в подсолнечном масле 2-5 %, а в коровьем ее нет вообще. Поэтому жиры животного происхождения в рационе ребенка должны составлять примерно 70-80 % от всего суточного количества жиров, а остальное следует восполнять за счет растительных масел; 1/3 часть растительных масел дети должны получать в натуральном виде, а 2/3 — в термически обработанном. Предпочтительнее использовать нерафинированные масла, более полно ценные по своим биологическим свойствам.

           Углеводы являются основным и легко усвояемым источником энергии. Они входят в состав клеточных мембран, соединительной ткани, в их присутствии улучшается использование организмом белков и жиров пищи. Углеводы в продуктах питания присутствуют в виде моно- ди- или полисахаридов. Моно- и дисахариды входят в состав свекловичного сахара, пчелиного меда, молока (лактоза), фруктов. В питании ребенка они должны составлять около 1/3 всего суточного количества углеводов, но ни в коем случае недопустимо их преобладание над сложными сахарами. Полисахариды в большом количестве содержатся в овощах и фруктах, злаковых культурах. Клетчатка, содержащаяся в значительных количествах в зерновых продуктах, картофеле, овощах нормализует микрофлору кишечника, улучшает его моторику, предупреждает запоры. Пектины, содержащиеся в цитрусовых, яблоках, клюкве, смородине, свекле, способствуют выведению из организма токсических веществ, радионуклидов.

        При составлении рациона следует принимать во внимание, что за счет углеводов должно покрываться 50 % суточной калорийной потребности ребенка. Усвояемость углеводов достигает 96 %. Соотношение между количеством белка, жира и углеводов в рационе детей старше 1 года должно равняться 1: 1: 4.

           Витамины — важная составная часть пищи. Они представляют собой группу органических веществ, которые, как правило, не синтезируются в организме или синтезируются в незначительных количествах и должны поступать с пищей. Витамины являются регуляторами обменных процессов в организме, влияют на рост и развитие, участвуют в процессах кроветворения, окислительных реакциях, способствуют повышению сопротивляемости организма ребенка к различным заболеваниям. Особое значение имеет витамин С (аскорбиновая кислота), при недостатке которого поражаются стенки сосудов, появляется кровоточивость десен, возникает мышечная слабость, снижается иммунитет.. Витамин С относится к наименее стойким витаминам, он легко разрушается от действия воздуха, света, при дли тельном хранении продуктов, при их термической обработке. Эти свойства витамина С послужили основанием для введения в детских и лечебных учреждениях обязательной круглогодичный С-витаминизации готовой пищи. Наряду с витамином С для детского организма необходимы витамины: А, Д. Е, группы В и др.

         Витамин А оказывает влияние па рост ребенка, обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек.,  регулирует темновую адаптацию глаза (ночное зрение).

         Витамин Д регулирует обмен кальция и фосфора в организме — необходим для формирования и развития костной системы, стимулирует рост ребенка.

         Витамин Е предохраняет различные вещества от окисления (внутриклеточный антиоксидант), участвует в обмене белков, способствует развитию мышечной системы и нормализации ее деятельности предотвращая утомление мышц при физических нагрузках.

     Витамины группы В активно участвуют в обмене веществ — необходимы для нормального роста ребенка, раз вития нервной системы, органов зрения и др.

Наибольшее содержание витаминов отмечено в следующих продуктах:

  • С(шиповник, черная смородина цветная и белокочанная капуста, черноплодная рябина петрушка, черемша сладкий перед, цитрусовые салат, картофель);
  • А(печень яичный желток, молоко и кисломолочные продукты, рыба). Каротин (провитамин) содержится в растительных продуктах (шиповник, морковь, петрушка сельдерей, черемша, лук-порей томаты, сладкий перец, клюква, салат, черноплодная рябина облепиха);
  • группа В(печень говяжья, мясо, яйца, молоко и кисломолочные продукты, дрожжи, хлеб, крупа гречневая, овсяная ,пшено, овощи, фрукты);
  • Е(растительные масла, яйца, рыба, говядина, коровье масло, облепиха, бобовые, кукуруза, зеленый горошек и другие зеленые овощи).

          Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей организма ребенка. Они участвуют в построении тканей, входят в состав жидкостей и поддерживают постоянную внутреннюю среду организма. При недостаточном поступлении в организм тех или иных минеральных  веществ  возникают различные нарушения в развитии и состоянии здоровья ребенка.

      Для детского организма особенно важно достаточное снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, магний, железо. Кальций. фосфор и магний необходимы ребенку для нормального роста и развития костной ткани и зубов. Эти вещества связаны между собой в обменных процессах. Нарушения фосфорно-кальциевого обмена влекут за собой развитие рахита, кариеса зубов, могут привести к ломкости костей. Железо играет огромную роль в процессах кроветворения, является составной частью гемоглобина, участвует в окислительно-восстановительных процессах. Микроэлементы (кобальт, йод, фтор и др.) участвуют в обмене веществ, процессах кроветворения, роста костей, входят в состав гормонов. Йод имеет большое значение для нормальной функции щитовидной железы. Фтор необходим для развития зубов.

         Наибольшее количество микроэлементов и минеральных солей содержится в следующих продуктах:

  • Кальций, фосфор(молоко и кисломолочные продукты, рыба, яйца, бобовые);
  • Магний(злаковые хлеб, крупы, бобовые);
  • Железо(печень свиная и говяжья, овсяная крупа, персики, яичный желток, рыба, яблоки, зелень, изюм).
  • Калий(изюм, курага, чернослив, орехи, урюк, бобо вые, зерновые, картофель а также мясо, рыба, молоко и кисломолочные продукты);
  • Йод(морская капуста, креветки, кальмары, яйца, зерновые, говядина, бобовые, кедровые орехи, овощи и фрукты, йодированная соль в конце варки при закрытой крышке)
  • Кобальт(печень говяжья, свекла, земляника, клубника, овсяная крупа, сыры, рыба, черная смородина, орехи, картофель, капуста, редис)
  • Фтор(морская рыба, говядина, ржаной хлеб, овощи).

Большинство витаминов, минеральных веществ обладают антиоксидантными свойствами.

                        Составление детских рационов питания.

         Питание детей  осуществляется на основе примерного 10-ти дневного меню, разработанного с учетом действующего в республике примерного перспективного меню. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до З-х лет, а от З до 7 лет с учетом натуральных норм питания с различной длительностью пребывания, сезонности. На индивидуальном питании находятся дети, имеющие те или иные хронические заболевания. При составлении конкретных меню  учитывается что одни продукты должны входить в рацион детей ежедневно, другие — 2-З раза в не делю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, коровьего и растительного масла, сахара, хлеба. Допускаются отклонения + 10 %.

           Крупы, мясо, овощи, фрукты, как правило, входят в меню ежедневно, но в один день их можно давать несколько больше, в другой — несколько меньше нормы (в зависимости от приготавливаемого блюда), однако в течение декады количество этих продуктов должно быть использовано в полном объеме.

           Такие продукты, как рыба, яйца, сыр, творог, сметана можно давать детям не каждый день, но и здесь необходимо следить за полным расходованием установленных нормативов в течение 10 дней.

             Составляя суточный рацион ребенка, удобнее начинать с обеда, в состав которого обычно входит максимальное количество мяса или рыбы, а также значительная часть масла и овощей. Оставшиеся продукты распределяют между завтраком, полдником и ужином. При этом необходимо следить за достаточным разнообразием питания, не допуская повторения одного и того же блюда в течение не только одного, но и ближайших дней. Важно как можно больше включать в питание детей овощных блюд, а также свежих овощей и фруктов. Желательно, чтобы в течение дня дети получали два овощных блюда и только одно из круп или из макаронных изделий. Для этого целесообразно готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей; в состав обеда, а при возможности завтрака и ужина, включать салаты из сырых овощей и овощей с фруктами; в качестве третьих блюд давать свежие фрукты, свежие или консервированные соки, фруктовые пюре для детского питания. Овощи должны использоваться разнообразные, особенно полезны тыква, кабачки, фасоль. Необходимо ежедневно давать детям богатую микроэлементами свежую зелень (шпинат, укреп, петрушка и др.), а также зеленый и репчатый лук, чеснок, особенно в период сезонных подъемов заболеваемости острыми респираторными инфекциями. Из репчатого лука можно готовить салат «Здоровье», измельченный чеснок использовать как добавку к первому блюду, салату. Квашенные овощи допускается использовать для детей после 2-х лет (квашеную капусту – только в дошкольных группах. Салаты дети должны получать с 1 года, вначале в протертом виде, в 2-3 года - мелконарезанные, после 3-х лет - кусочками.

          Детям любого возраста полезны кисломолочные продукты, оказывающие благоприятное действие на процессы пищеварения и состав микрофлоры кишечника. По этому, в ежедневный рацион ребенка на полдник или ужин необходимо включать кефир, йогурт, биолакт, ряженку, ацидофилин и другие аналогичные продукты.

       Сыр рекомендуется нежирных сортов (не более 55 % жирности), длительного созревания типа голландский, эстонский др.

        Мясо является необходимым продуктом детского питания  из-за большого набора полноценных белков, минеральных солей. Не совсем благоприятное соотношение  между кальцием и фосфором в мясе в некоторой степени компенсируется введением в рацион с мясными блюдами достаточного количества овощей. Овощи повышают усвояемость мясных изделий до 96 %, в то время как с крупяными гарнирами мясо усваивается лишь на 80 %.

         В питании детей должны использоваться разнообразные крупы. Предпочтение следует отдавать гречневой и овсяной, особенно ценным по белковому и минеральному составу. Этим же отличаются и бобовые культуры. Следует учитывать, что крупяные блюда хорошо усваиваются с молоком и творогом.

        Сахар и сладости являются источником легкоусвояемых  углеводов. За счет мармелада зефира, пастилы, джема, повидла ребенок может получать до 15 % общего количества углеводов. Очень полезен в питании детей мед, содержащий помимо углеводов, целый ряд витаминов, минеральных солей и биологически активных веществ.

         В меню должны быть перечислены все блюда дневного рациона, указан их теоретический выход для детей ясельного и дошкольного возраста и расход продуктов (с указанием их сортности и калорийности) используемых для приготовления каждого блюда. Расход продуктов записывается в виде дроби. В числителе указывается количество продукта на одного ребенка, а в знаменателе — на всех детей (отдельно по каждой возрастной группе и для детей, находящихся по состоянию здоровья на индивидуальном питании). Меню на следующий день составляется по количеству присутствующих на сегодняшний день детей и в зависимости от прогноза посещаемости. При изменении количества присутствующих детей в 9.00ч. следующего дня на 3 и более следует проводить перерасчет с учетом изменения потребности в продуктах питания.

            Для правильного определения выхода блюд следует пользоваться таблицами расчетов сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий .

             Таблицы рецептурного Сборника предусматривают цифровые данные по отходам при холодной и тепловой обработке практически любого вида и ассортимента продуктов. Например, для крупнокусковых полуфабрикатов из говядины при холодной обработке отходы не предусмотрены, на размораживание мяса (если это необходимо) даются потери от 0,5 до 1.0 % . Отходы консервированных соков с мякотью, фруктовых пюре составляют 10%. Если готовятся бутерброды с повидлом, джемом потери составляют 1 %. В случае расхождений в норме выхода на отдельное блюдо с данными таблиц на с участием администрации проводится пробная варка блюда, результаты которой заносятся в специальный акт с подписями членов комиссии. Акт пробной варки хранится в учреждении 1 год. Копия по требованию представляется в бухгалтерию.

         При приготовлении пищи с учетом фактического количества присутствующих в данный день детей все нескоропортящиеся продукты, выписанные накануне в излишке, должны быть отписаны. Вся особо скоропортящаяся продукция, сроки реализации которой исчисляются часами, с истекающим (предельным сроком реализации) в небольших количествах может быть реализована в дополнение к норме. Так, излишек мяса в количестве до 2 кг допускается реализовывать в супах в протертом виде в количестве 10- 15 г на порцию. Остаток молока может быть использован при варке каши. Для реализации остатка творога в меню может быть включено блюдо в комплексе с другими компонентами (творог с драниками, пудингами, рисово-творожный и т. д.).

           Составление дневных меню-раскладок проводится их картотеки блюд, в которой указывается раскладка продуктов, калорийность готового блюда, его химический состав, технология приготовления. В случае недопоставки тех или иных продуктов допускается производить их замену с учетом (Норм взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд).

          Одним из основных принципов рационального питания является режим питания, который предполагает

- обеспечение приемов пищи через каждые 3,5-4 часа, строго в определенное время

- организацию 4-х разового питания при пребывании детей в дошкольном учреждении 12 часов, 3-х разового — пребывание детей 9-10,5 часов).

- организацию 5-и разового питания при пребывании детей в дошкольном учреждении 12 часов, санаторного типа.

                В случае 3-х разового питания уплотненный полдник (до 20-25 % суточной калорийности допускается до 30%, но не более) смещается на более позднее время.

             Контроль, за приготовлением пищи, предусматривает присутствие медицинского работника (или руководителя учреждения) при закладке основных продуктов в котел. Проверка правильности закладки основных продуктов (масло, мясо, рыба и др.) проводится путем контрольного взвешивания продуктов, выделенных на приготовление данного блюда, и сопоставления полученных данных с меню-раскладкой.

 

 

 

 

Источник

Сборник рецептур блюд

для детей раннего и дошкольного возраста

Т.Д. Андрианова, В.А. Демиденко, Р.Р. Косенюк, Г.П. Новосад

свернуть

Питание при аллергии

 

В последние годы аллергические заболевания получили широкое распространение среди детей в раннем возрасте.

В основе аллергических заболеваний лежит измененная, патологическая реакция организма ребенка на воздействие какого-либо фактора, к которому организм испытывает повышенную чувствительность. Это могут быть и лекарственные препараты, и различные химические вещества, и пищевые продукты. Чаще всего встречается так называемая пищевая аллергия, то есть возникновение аллергических реакций в результате употребления в пищу некоторых продуктов.

Пищевая аллергия обычно проявляется в виде различных поражений кожи — аллергодерматоза. При этом часто отмечаются явления себореи в области темени, молочного струпа на коже щек (покраснение с образованием белых пузырьков и чешуек), упорных опрелостей за ушами, в подмышечных областях, в паховых складках. У детей постарше проявления аллергодерматоза отмечаются на коже кистей, локтевых сгибов, подколенных областей. В тяжелых случаях у ребенка может развиться нейродермит, сухая или мокнущая экзема. Эти явления сопровождаются сильным зудом, вызывают повышенную раздражительность, нарушают сон ребенка; страдает и общее состояние больного.

У некоторых детей пищевая аллергия проявляется в виде нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта (поносы, неустойчивый стул). Иногда это сочетается с кожными проявлениями, с воспалительными изменениями слизистых оболочек верхних дыхательных путей. У детей с пищевой аллергией часто отмечаются насморки, воспаления гортани, воспаления слизистой оболочки глаз, склонность к острым респираторным заболеваниям. В тяжелых случаях может развиться бронхиальная астма.

Пищевая аллергия не такое уж безобидное заболевание, и лечение его надо начинать как можно раньше. Основным методом является установление продукта, который стал причиной возникновения аллергической реакции, и исключение его из рациона ребенка.

У детей первого года жизни пищевая аллергия чаще всего бывает обусловлена повышенной чувствительностью к коровьему молоку, а именно — к белкам коровьего молока или к молочному сахару (лактозе). В последнем случае непереносимость лактозы связана с отсутствием или снижением активности фермента лактозы, который вырабатывается в кишечнике ребенка и расщепляет молочный сахар. Обычно непереносимость только коровьего молока отмечается у детей первых месяцев жизни. У детей более старшего возраста развитию аллергии могут способствовать и другие продукты, которые впервые вводятся в рацион ребенка. Чаще всего это бывают соки и пюре из плодов и овощей, имеющих желтую, оранжевую или красную окраску (клубника, земляника, малина, абрикосы, вишня, морковь, томаты, свекла). У некоторых детей бывает повышенная чувствительность к пшенице и ржи.

У детей более старшего возраста наиболее часто проявления аллергии вызывают шоколад, какао, натуральный кофе, грибы, орехи, мед, цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны), рыба и рыбные продукты (икра, копченая рыба, крабы), различные приправы (хрен, горчица, перец). Эта группа продуктов получила название облигатных аллергенов, то есть вызывающих чаще всего проявления аллергии.

Для выявления продукта, который вызвал аллергическую реакцию, родителям рекомендуется вести пищевой дневник ребенка. В нем ежедневно записывают весь набор продуктов, который получает ребенок, отмечают точный час введения нового продукта, его количество, время появления и характер реакции ребенка (сыпь, зуд, покраснение кожи, расстройство стула и другое).

Как правило, аллергические реакции при пищевой аллергии возникают очень быстро, но иногда может быть и замедленная или отсроченная реакция (через несколько часов). Поэтому каждый новый продукт следует давать ребенку в утренние часы, чтобы в течение дня можно было наблюдать за ним. В первый раз новый продукт можно давать ребенку в небольшом количестве. Если все в порядке, реакции нет, то на следующий день можно увеличить количество его и в течение 2—3 дней довести до положенной по возрасту нормы.

Если выявляется повышенная чувствительность к какому-либо продукту, он исключается из рациона ребенка на определенный срок. Этот срок для каждого случая устанавливается индивидуально. Иногда, если реакция не резко выражена, можно просто ограничить количество такого продукта, попробовать дать его еще раз в небольшом объеме.

Исключая какую-либо пищу из рациона, надо заменять ее другой с таким расчетом, чтобы общее количество белков, жиров и углеводов в питании ребенка соответствовало потребностям. Известно, что нередко именно разбалансированное, одностороннее питание, когда в рационе резко снижено или завышено содержание отдельных пищевых веществ, может вызвать аллергическую реакцию.

Следует отметить, что потребность в основных пищевых веществах у детей, страдающих аллергией, имеет некоторые особенности, которые надо учитывать при построении диеты.

При аллергических заболеваниях количество белка в рационе ребенка должно соответствовать верхней границе нормы, а иногда и несколько превышать ее. Особенно необходим белок детям, страдающим мокнущей формой экземы, так как при этом происходит значительный распад собственных белков и выделение их с экссудатом.

В рационе ребенка с кожными проявлениями аллергии необходимо обеспечивать также достаточное количество жиров. При этом следует несколько увеличить количество растительных жиров. Они должны составлять не менее 25—30 процентов от общего количества жира. Входящие в состав растительных масел полиненасыщенные жирные кислоты чрезвычайно необходимы для таких детей, так как они способствуют более быстрому восстановлению поврежденных участков кожи и усиливают защитные силы организма. Из животных жиров рекомендуется сливочное масло. В нем содержатся жирорастворимые витамины, которые необходимы для детей с кожными повреждениями в большей степени, чем для здоровых детей. А вот тугоплавкие жиры (говяжий, бараний) следует исключать из рациона детей, страдающих аллергией, так как они затрудняют процессы пищеварения.

Количество углеводов в рационах детей с аллергическими заболеваниями должно соответствовать возрастной норме (но не превышать ее!). И очень важно обращать внимание на состав углеводов, несколько отличающийся от рекомендуемых норм.

Во-первых, необходимо уменьшить количество легко усваивающихся углеводов (сахар, сладости). Во-вторых, в рационе детей, страдающих аллергией, необходимо ограничивать количество круп и макаронных изделий, а также изделий из теста.

Основными источниками углеводов для таких детей доллсны стать овощи и фрукты, количество которых следует увеличивать по сравнению с обычной возрастной нормой. Увеличение количества овощей и фруктов позволяет ввести в организм достаточно минеральных веществ и витаминов, потребность в которых при аллергии повышается. Но, конечно, при этом надо обращать особое внимание на переносимость тех или иных овощей, плодов, ягод.

Самые большие трудности представляет организация питания ребенка раннего возраста, не переносящего коровье молоко. Постараемся дать несколько конкретных советов по питанию этих детей.

Возможно дольше оставляйте на грудном вскармливании. Но при этом из рациона матери необходимо исключать все экстрактивные вещества (бульоны, жареные блюда, пряности и прочее), а иногда и молочные продукты.

При искусственном вскармливании, особенно если у ребенка отмечаются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, в его рационе определенную часть должны занимать кисломолочные продукты (ацидофильная смесь «Малютка», «Бифилин», «Бифилакт», у детей более старшего возраста — кефир, биолакт и другие).

Если эти меры оказываются неэффективными и аллергия у ребенка усиливается, целесообразно по рекомендации врача перевести больного на безмолочное питание. Для этой цели рекомендуется использовать специализированные продукты на основе изо-лята белка сои. К ним относятся импортные смеси «Прособи», «Изомил», «Нутри-Соя», «Пулево-Соя» и другие.

Соки и фруктовые пюре детям с пищевой аллергией дают несколько позже, чем обычно. Делать это надо с большой осторожностью, начиная с самых малых доз, и тщательно следить за реакцией ребенка. Первый рекомендуется вводить яблочный сок из зеленых сортов яблок (антоновка, ранет, симиренко, белый налив). Затем каждый новый сок следует давать не раньше чем через 1,5—2 недели после привыкания к предыдущему. Это дает возможность оценить переносимость каждого нового продукта.

Фруктовое пюре также сначала можно дать из яблок указанных сортов. Позднее, в зависимости от времени года и имеющихся возможностей, можно расширить ассортимент фруктовых пюре за счет фруктов и ягод светлой окраски (белая смородина, светлые сорта черешни, груш, слив, очень хороши бананы).

Желток и творог детям, страдающим аллергией, стараются не давать, так как они обычно усиливают аллергические проявления, особенно у детей с непереносимостью коровьего молока. А вот первый прикорм в виде овощного пюре этим детям рекомендуется ввести несколько раньше (с 3—3,5 месяца). При этом надо подбирать такие сорта овощей, которые не вызывают аллергических реакций. Чаще всего это бывают кабачки, белокочанная и цветная капуста, картофель. Позднее можно вводить и другие овощи, но делать это надо с большой осторожностью, добавляя их по одному через 3—5 дней, и обращать внимание на переносимость каждого нового продукта.

В качестве второго прикорма можно ввести кашу предпочтительно из рисовой, гречневой, овсяной, перловой круп, которые дают менее выраженные аллергические реакции. Но в каждом отдельном случае крупы следует подбирать индивидуально, учитывая их переносимость. Для детей, страдающих непереносимостью коровьего молока, каши готовят на фруктовом или овощном отваре, а когда здоровье улучшится — на половинном молоке.

В связи с исключением или ограничением молочных продуктов в рацион ребенка с пищевой аллергией надо вводить в более ранние сроки мясо. Его можно давать в 4—4,5 месяца. У некоторых детей с выраженной непереносимостью коровьего молока говяжье мясо вызывает обострение аллергических реакций. В этом случае его можно заменять мясом кролика, индейки, цыплят, нежирной свининой, кониной. Хорошо, если удается достать специальные диетические консервы из свинины, конины и их сочетаний.

Детям, страдающим аллергией, не рекомендуется давать мясной бульон, рыбу.

В таблице 1 представлены примерные сроки введения различных продуктов в рацион детей первого года жизни, страдающих повышенной чувствительностью к коровьему молоку. В ней также даны некоторые рекомендации по подбору отдельных продуктов для этих детей.

При организации питания ребенка, страдающего пищевой аллергией, большое внимание уделяется соблюдению правил приготовления пищи, оно имеет свои особенности.

Картофель для приготовления овощного пюре и крупы для каш необходимо предварительно вымачивать в холодной воде в течение 12—18 часов для удаления части крахмала. Мясо также подвергается специальной обработке для удаления экстрактных веществ. Для этого его заливают холодной водой и варят в течение 30 мин, затем воду сливают, мясо вторично заливают водой, но уже горячей, и варят до готовности.

Необходимо несколько ограничивать потребление соли и сахара. Поэтому все блюда приходится недосаливать. Из рациона ребенка исключается мед, кондитерские изделия. Фруктовые соки, кефир, молоко давать только без сахара. Каши тоже желательно давать неподслащенными. Для улучшения вкуса некоторых блюд можно использовать отдельные сорта повидла или джема (из яблок, груш, белой сливы, белой смородины, крыжовника), но при этом строго следите за переносимостью этих приправ.

Надо отметить, что с возрастом у ребенка аллергический настрой к ранее непереносимым продуктам обычно снижается и его рацион может постепенно расширяться. Однако делать это надо с большой осторожностью, учитывая реакцию ребенка на каждый новый продукт.

 

 

 

 

 

 

 

Литература 1. Атопический дерматит и инфекции кожи у детей: диагностика, лечение и профилактика.: пособие для врачей: утв. МЗ и соц. Развития Рос. Федерации 23.03.04/ авт. коллектив: Баранов А.А. и др.; . – М., 2004. – 104 с. 2. Ревякина В.А, Филатова Т.А., Боровик Т.Э. Пищевая аллергия у детей. М., 2005. – 20с. 3. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской федерации. Москва, 2008. с.29–33. 4. Jylh S, Mkinen–Kiljunen S, Haahtela T, Sderlund H, Takkinen K, Laukkanen ML. Selection of recombinant IgE antibodies binding the beta–lactoglobulin allergen in a conformation–dependent manner. J Immunol Methods. 2009 Oct 31;350(1–2):63–70. Epub 2009 Jul 30.  5. Аллергические болезни у детей; Под ред. М. Я.Студеникина, И. И. Балаболкина. М., 1998. 347 с.  6. Смирнова Г. И. Гастроинтестинальная пищевая аллергия у детей.// Вопросы детской диетологии. 2003. Том 1. № 2.С.52–59. 7. Лусс Л.В. Пищевая аллергия и непереносимость пищевых продуктов. Практика педиатра. 2004. декабрь. с.26–28. 8. Bousqet R.L. et al. Moglichreiten der Vorhersage allergischer Erkrankunden im Sauglinsalter. In: Artuelle Probleme der pad. Allergologie. Warn (ed.). Stuttgart: G. Ficher 1983: 43–54. 9. Chang YC, George SJ, Hsu S. Oral allergy syndrome and contact urticaria to apples. J Am Acad Dermatol. 2005 Oct; 53(4): 736–7. 10. Седова О.А., СахарноваН.В.. Волкова Е.А., Кузнецова О.А. Карпова С.С., Болезни органов пищеварения и аллергический статус у детей ранней возраст¬;ной группы. Детская гастроэнтерология и проблемы педиатрии вчера, сегодня, завтра. 1999; С. 67–68. 11. Пищевая аллергия у детей. Пособие для врачей. Балаболкин И.И., Денисова С.Н., Юхтина Н.В. и соавт. М. 2006. 53с. 12. Holt P.G., O’Keeffe P., Holt B.J., Upham J.W.. Baron–Hay M.J., Suphioglu С., Кnox В., Stewart G.A., Thomas W.R., Sly P.D. T–cell «priming» against environmental allergens in human neonates: sequential deletion of food antigen reactivity during infancy with concomitant expansion of responses to ubiquitous inhalant allergens. Pediatr Allergy Immunol. 1995 May;6(2): 85–90. 13. Vandenplas Y, Plaskie K, Hauser B. Safety and adequacy of a semi–elemental formula for children with gastro–intestinal disease. Amino Acids. 2009 May 1. 14. Marini A., Agosti M. Dietary prevention programme including whey hydrolysed formula for high risk atopic babies: 0–24 months follow–up, 1990, Dev. Physiopath. Clin. 1. P. 131–141.  15. Vandenplas Y. The use of hydrolisates in allergy prevention programmes // Eur. J. Clin. Nutr. 1995. 49(1). P. 84– 86. 16. Kaczmarski M, Wasilewska J, Lasota M. Hypersensitivity to hydrolyzed cow’s milk protein formula in infants and young children with atopic eczema/dermatitis syndrome with cow’s milk protein allergy. Rocz Akad Med Bialymst. 2005;50:274–8.

свернуть

Что делать если ребенок не хочет кушать?

Каждое кормление ребенка превращается в проблему, а то и в пытку? Дитя уворачивается от ложки, выплевывает куски пищи и устраивает рев, если вы пытаетесь заставить его поесть насильно? Увы, это достаточно распространенная ситуация. И как же накормить капризулю? Рекомендации мамам таких детей дает семейный психолог Ксения Аверина.

Еще четверть века назад считалось, что детей нужно обязательно кормить насильно, если они отказываются от пищи, — говорит специалист. — В результате, чтобы заставить ребенка поесть, взрослые порой применяли жесткие воспитательные меры: "Если не съешь все, не выйдешь из-за стола!" Есть и методы помягче, когда детишек уговаривают, поднося ко рту ложку: "За папу, за маму!" или обещают, если малыш съест все, что мама положила ему на тарелку, поощрить его каким-то подарком, походом в кино, парк аттракционов и так далее.

По мнению психологов, это неправильная тактика.

— Если принятие пищи связано с травмирующей психологической ситуацией, когда на ребенка кричат, угрожают, применяют физическое насилие, это может привести к стрессам или даже детскому неврозу. И неизвестно, как это может аукнуться в будущем. — Если же ребенок привыкнет, что, съев нелюбимое блюдо, он получает какой-то бонус — например, ему дарят новую игрушку или разрешают посмотреть интересный мультик, то очень скоро еда превратится в предмет торга между ним и родителями.

Как полагают психологи, сначала нужно разобраться в причинах, почему малыш не ест те или иные блюда.

— В дошкольном возрасте информация о том, что та или иная пища полезна, как правило, не воспринимается. Для детей существуют только понятия: "вкусно" и "невкусно". Многие дети вообще хотят есть только десерты — конфеты, мороженое и фрукты, а, скажем, поедание манной каши и котлет они воспринимают как отвратительную повинность…

— Расспросите ребенка о том, почему пища кажется ему невкусной. — Возможно, если улучшить ее вкус, то ваше чадо станет ее есть с большим удовольствием? Так, каша может показаться ему безвкусной размазней. Но, добавив в нее кусочки фруктов и ягод или варенье, вы сделаете ее сладкой, и тогда ребенку захочется ее съесть. Мясо или котлеты можно полить сладковатым (но не слишком острым!) соусом, который покажется ребенку приятным на вкус. Если ребенок отказывается есть суп, добавьте туда соус или специи, которые нравятся малышу, и, возможно, он изменит свое мнение по поводу супа. Выяснив, какая именно пища нравится ребенку, и добавляя эти компоненты в другие блюда, вы избежите многих проблем с кормлением.

А если у ребенка вообще плохой аппетит, и он почти ничего не ест? Такое редко, но случается.

— В этой ситуации многие родители пугаются и даже таскают ребенка по врачам. — Но плохой аппетит может быть индивидуальной особенностью организма, и ничего страшного в этом нет.

— Попробуйте на время оставить малыша в покое и не заставляйте его есть то, от чего он отказался или чего не доел во время приема пищи. — Рано или поздно он все-таки захочет кушать. Пусть он даже съест совсем немного — не пугайтесь, значит, такова его личная норма.

Родители также огорчаются, если ребенок отказывается от продуктов, рекомендованных ему по медицинским показаниям.

— Проявляйте хитрость, смешивайте "отказные" продукты с теми, которые ребенок охотно ест. — Допустим, рыбу нарежьте мелкими кусочками и смешайте с овощами и зеленью, которые малыш любит. Поверх сливочного масла выложите толстый слой варенья. В горячее молоко положите сахар или мед: сладкое обожают почти все дети.

Иногда дети охотно съедают какое-нибудь блюдо, если его преподносят под другим названием. Так, один мальчик упорно отказывался есть щи, а когда мама сказала ему, что это не щи, а капустный суп, с удовольствием принялся за еду…

— Случается, что ребенок наотрез отказывается от какого-нибудь незнакомого кушанья. — В таком случае предложите ему хотя бы попробовать его, может быть, дав блюду другое название. Нередко после этого прием пищи проходит без эксцессов…

— Если, несмотря на все ухищрения, еда в тарелке осталась нетронутой, не настаивайте, чтобы ребенок ее непременно съел. — Уберите кушанье в холодильник: не исключено, что, проголодавшись, малыш сам попросит дать ему то, от чего он ранее отказался.

 

 

 

 

 

По материалам методического портала nsportal.ru

свернуть

Этикет для самых маленьких

Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его, как правильно и красиво есть, пользоваться столовыми приборами и вести себя за столом.

 

Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку.

 

Самое главное, ребенок привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками.

 

Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта.

 

Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

 

Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

 

После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками - они всегда должны быть на столе.

Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Конечно, все это удастся далеко не сразу. Поэтому имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку.

Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться.

Когда ребенок немного подрастет, расскажите ему о сервировке стола. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить. И одновременно расскажите ему, какого цвета салфетки подойдут к посуде на столе.

Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают.

 

По материалам методического портала nsportal.ru

свернуть

Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит и положительные эмоции во время приема пищи.

  • Не делайте за столом замечаний;
  • не рассказывайте страшных историй;
  • не обсуждайте проблемы;
  • не упрекайте, не запугивайте;
  • кладите еды столько, сколько реально ребенок съест;
  • украшайте блюда;
  • хвалите предлагаемое блюдо, а ребенка за воспитанность и старание.

 

 Вот какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять:

 

  • Есть и пить аккуратно, не чавкая и не хлюпая, не разбрасывать еду вокруг тарелки.  
  • Не склоняться низко над тарелкой, только слегка наклонить голову. На столе лежат только кисти рук, локти на стол не ставим.
  • Обе руки либо свободны, либо заняты: в правой руке нож, в левой - вилка.
  • В правой руке вилка или ложка, левая рука придерживает тарелку.
  • За столом нельзя говорить громко или с полным ртом.
  • Если ложка или вилка упала на пол, попросите другую, чистую.
  • Упавшую на пол полотняную салфетку не меняем на другую.
  • Бумажные салфетки меняем по мере надобности и при новом блюде.
  • Не привлекайте к своей ошибке внимания: не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. У каждого может разбиться бокал, пролиться вода, салат вместо тарелки попасть на скатерть. Все поймут, что вы сделали это случайно.  
  • Не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко. Попросите передать или положить вам угощение.
  • Не спешите в еде, но и не сидите долго за одним блюдом.
  • За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся.  
  • Не спешите выходить из-за стола. Если вы среди взрослых, они подскажут, когда это удобнее сделать. Первой садится за стол и встает хозяйка дома.
  • Всегда благодарите за угощение хозяйку. Скажите: «Спасибо, очень вкусно!», или «Спасибо, такая вкусная солянка», или одно слово «Спасибо!».
  • Никогда не говорите за столом плохо о приготовленных блюдах. Например: «Ой, опять гороховый суп. Я его не люблю» или «Как плохо пахнет. Это невкусно».
  • Не говорите за столом и о том, что может испортить аппетит и настроение. Например: «Посмотри, макароны, как червяки».

 

 Правил очень много, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, и учить детей этому нужно уже с самого раннего возраста.

 

 

 

По материалам методического портала nsportal.ru

свернуть

Оплата питания

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждениях дошкольного образования?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 ”О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования“ установлено, что плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336), а именно:

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы –для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

 

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

удостоверение на право представления интересов подопечного и справку о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем

справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

 

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного образования.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй –специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй –специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак - 30 процентов, обед - 40, полдник - 10, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

свернуть