Собираемся в детский сад!!!
Там - где раздаётся смех,
Там - где множество потех,
Там - где хором поют песни,
С друзьями вместе, интересней...
Перед школой, всех ребят,
Отправляют в... ДЕТСКИЙ САД.
Говорят, что чужие дети растут быстро. Но свои растут еще быстрее. И вот, вы не успели и глазом моргнуть, как ребенка пора вести в садик. Это всегда вызывает огромное количество противоречивых чувств. Вместе с детским садом приходят болезни, дележ игрушек, ссоры в детском коллективе и возможно совершенно непривычный график. Детский садик занимает огромную часть жизни, как ребенка, так и родителей на довольно длительный срок.
Самый благоприятный возраст, когда малыш может пойти в детский сад, это между 3 и 5 годами. Хотя в ясельную группу детского сада ребёнка могут принять и раньше.
Рассмотрим несколько пунктов предварительной подготовки, от которой зависит, как быстро пройдёт адаптация Вашего малыша к новому коллективу.
Начало социализации.
Расширьте круг общения ребёнка (ходите по другим детским площадкам, в центры раннего развития, оставляйте ребёнка на время в детских комнатах и т.д.). Поощряйте его контакты с другими детьми.
Выбор детского сада.
Внимательно отнеситесь к выбору. Заранее познакомьтесь с будущими воспитателями малыша.
Что такое детский сад?
Подробно расскажите малышу о детском саде. Подчеркните преимущества пребывания в коллективе, расскажите, как весело и интересно ему будет с другими детьми.
Первое знакомство.
После прохождения врачей сводите малыша в детский сад на экскурсию (это можно совместить с подачей документов), покажите игровую комнату в группе, познакомьте с воспитателями.
Психологическая поддержка.
После посещения детского сада расспросите ребёнка о его впечатлении о садике. Скажите ребёнку, что вы им гордитесь — ведь он такой большой, что мог сам находиться в группе пока мама отдавала документы.
Домашний режим.
Приблизьте домашний режим питания к тому, что будет в детском саду. В дошкольном учреждении завтрак в 8.30, второй завтрак 10.30 (фрукты, сок), обед в 12.00 (для яслей), 12.15 (для детей с 3 до 7 лет), полдник в 15.15 (15.30), время для ужина 17.20. Перед сном ребёнку рекомендуется второй лёгкий ужин (стакан кефира или молока). Для большей точности согласуйте график кормления малыша с графиком кормления детского сада, куда вы планируете отдать своего ребёнка. Если ваш график кормления отличается от садовского, переводите на новый режим питания постепенно, сдвигая время кормления на 10-15 минут. Начинайте перемены в режиме питания за 2-3 месяца до того как малыш пойдёт в сад.
Также необходимо заранее наладить дневной отдых. В саду дети спят с 13.00 до 15.00. Если малыш днём раньше не спал, то ваша задача в 13.00 положить ребёнка в кровать и почитать ему книгу, поговорить с ним, включить аудиосказку, чтоб он послушал. Продолжительность отдыха увеличивайте постепенно.
Не волнуйся мама!
Ваша тревога передаётся малышу. Не показывайте своего волнения по поводу поступления ребёнка в детский сад. Не обсуждайте ваши страхи при малыше. Иначе у него изначально сформируется негативная установка на садик, как на нечто страшное и опасное для него. Для ребёнка вы всё и если он видит и слышит, что даже мама боится и нервничает, значит, малыш делает вывод, что там очень плохо и идти туда не надо.
В какое время года лучше начать посещение сада?
Самое удачное это самый конец августа и начало сентября. В этот период все группы переходят с летнего режима на свой обычный режим работы. На лето многие группы в саду объединяют, так как детей мало и у воспитателей отпуска. Из-за того, что в саду идёт ремонт, детей переводят из группы в группу. А в конце августа и в начале сентября детей в группах мало (не все вернулись из отпусков), воспитатели на местах и смогут больше уделить внимание своему новому воспитаннику.
Малыш уже в саду.
Покормите малыша завтраком дома и приведите его в сад, когда дети пойдут гулять или будут играть (заниматься в группе).
В первое время оставляйте малыша на 1-2 часа и забирайте домой перед обедом или дневным сном.
Уходя точно скажите ребёнку, что заберёте его (её), когда дети будут садиться кушать или ложиться спать.
Не опаздывайте, приходите за ребёнком в обещанное время. По желанию ребёнка можно остаться пообедать и потом уйти домой спать. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду. Если малыш очень привязан к матери и с трудом расстается с ней, то рекомендуем водить папе, бабушке, старшей сестре, брату. Но забирать малыша должна мама.
Бывает, что нам кажется, что малыш сразу пошёл без проблем в сад, но через неделю вдруг слёзы.
Надо помнить, что все дети разные и адаптируются они тоже по-разному. Если всё делать не торопясь, то через 2 месяца ваш малыш будет с радостью ходить в садик. Главное чётко определять время, когда вы заберёте малыша, пока он не привык к саду.
Что одеть?
Одежда и обувь должна быть удобной, ведь малышу придется самому раздеваться, обуваться, а для него это не так всё просто. Обратите внимание, как одеты дети в садике, поговорите с воспитателями и спросите их совет при приобретении одежды для сада, ведь воспитателям приходиться помогать своим воспитанникам одеваться и конечно они дадут вам правильный совет. Должна быть одежда для группы, физкультуры, и для улицы. Обязательно приобретите запасной комплект одежды на всякий случай.
Учите своих детей одеваться и раздеваться самостоятельно. Одевать и снимать майки, футболки, колготки, штаны, свитера, кофты, шапки. Застёгивать одежду на молнии, пуговицы. Завязывать шапки, шарфы. Одевать обувь. Застёгивать застёжки на липучках, замочках, завязывать шнурки.
Я не один.
Дайте с собой ребёнку его любимую игрушку, пусть мишка (кукла) сидят в шкафу и наблюдают за малышом. Возможно малышу разрешат её взять в группу. При наличии игрушки рядом, малышу будет более спокойно, комфортно и безопасно. Возвращаясь домой, вы сможете узнать, что видел мишка (кукла), что делал, во что и с кем играл, с кем подружился, не было ли мишке (кукле) скучно, грустно. Ребёнку трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, ему легче рассказать о том, как провёл время в саду его мишка (кукла) и что он чувствовал. С помощью такого подхода вы сможете, многое узнать и понять, как чувствует ваш малыш в новой для него атмосфере.
Союз с воспитателями.
При поступлении в группу обменяйтесь телефонами с воспитателями для дальнейшей связи (вдруг ребёнок заболел или вы задерживаетесь и т.д.) и оставьте все виды связи с вами от адреса, до различных телефонов.
Оговорите с воспитателем, кто может забирать ребёнка кроме вас.
Предупредите воспитателя о возможных аллергических реакциях на те или иные пищевые продукты, лекарства.
Расскажите воспитателю о своём ребёнке (какой он и чем любит заниматься, во что играть).
Забирая ребёнка подробно расспрашивайте воспитателя о том, как прошёл день, что делал малыш, как он себя чувствовал, какие возникли проблемы.
Вот Вы и подросли. Пора в детский сад.
Это важное событие в жизни малыша. Прежде чем готовить ребенка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы: познакомьтесь с жизнью детей в детском саду (чем занимаются, каков режим, каковы требования и т. п.). Желательно предварительно познакомиться с воспитателем и няней группы, в которую будет ходить ваш ребенок, рассказать воспитателю об особенностях, привычках, интересах Вашего малыша.
Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин.
У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.
Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Мы говорим «могут», потому что все перечисленные выше нарушения в поведении ребенка в период адаптации, а следовательно, и его заболевания не обязательны. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. А чтобы это сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации.
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года 8 месяцев — 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет. После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми. Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы. Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.
Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком — он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Мы говорили выше, что часто полностью изменяется режим, характер питания, температура помещения. В этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.
Вам уже сейчас хочется знать, как сложатся отношения вашего малыша с воспитателем, с другими детьми? Для этого понаблюдайте за поведением ребенка в ситуациях с незнакомыми взрослыми и детьми.
Вы часто бываете с малышом на прогулке в парке, на детской площадке. Как ведет себя Ваш ребенок, когда незнакомый взрослый доброжелательно спрашивает его: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» Замечательно, если в ответ на улыбку взрослого малыш улыбается, отвечает на вопросы, сам пытается спросить (в этом случае Вы можете помочь ему). Если возникли трудности в общении и малыш беспокоится, не настаивайте. Предложите ему попрощаться со взрослыми и продолжить вашу прогулку дальше. Для себя возьмите это на заметку.
Попробуйте в следующий раз вместе с ребенком познакомиться с родителями детей, которые бывают здесь. Пусть Ваш малыш видит пример такого общения. Для этого Вы можете использовать и встречу с соседями. Обратите внимание, как реагирует ребенок, когда рядом играют дети. Пытается включиться в игру сразу, или сначала наблюдает за ней, или крепко держит Вашу руку, хмурится, просит Вас пойти в другое место? Это свидетельствует о том, что у малыша есть трудности в общении. Причины могут быть разными: страх общения, не владение способами общения и др.
Как помочь в этом случае ребенку? Прежде всего научите его играть с Вами, а затем с детьми, близкими по возрасту. Игры могут быть самыми простыми (катать мяч, машинку друг к другу). Постарайтесь заинтересовать ребенка игрой. Трудности в общении могут быть вызваны и тем, что «домашние» дети не всегда умеют делиться игрушками. Не спешите обвинять малыша в жадности.
Психологи выделяют три типа поведения, возникающих в ответ на просьбу взрослого поделиться. В ситуации, когда просим поделиться своими игрушками с другими детьми, мы говорим об одолжении, так как игрушки возвращаются малышу после игры. В детском саду эта просьба означает соблюдать очередность, потому что игрушки здесь не принадлежат ребенку лично.
В третьем случае мы просим просто отдать что-то, поскольку, когда мы говорим: «Поделись конфетами», ребенок не получит их назад. Поэтому будьте внимательны к тому, что вы требуете от малыша. Помогите ему, по-разному оценивая свои просьбы в той или иной ситуации. Это все равно еще непонятно ребенку и не снимает его недоумение, почему нужно поделиться. Покажите, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как подождать, когда кто-то пользуется общими предметами. Если малыш готов к этому, у него будет меньше проблем в детском саду.
Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогала ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.
Нужна ли какая-то подготовка ребенка в интеллектуальной сфере развития? Если Вы помогали ребенку приобрести навыки в разных видах деятельности, вовремя развивали речь, то специальной подготовки, надеемся, не потребуется.
Готовя ребенка к детскому саду, особо следует оценить его навыки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. Отсутствие навыков самообслуживания у ребенка — действительно фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей и они не успевают вовремя всех умыть, одеть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться.
Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные застежки на более простые. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду.
Что еще могут сделать родители для подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения? Желательно побывать с малышом на участке садика, показать, как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются. Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками детского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату. Это создаст положительный настрой у малыша.
Продумайте, на какое время Вы будете оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну прогулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом на час-два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был спокоен, при расставании с ним старайтесь не показывать своего волнения, беспокойства. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по имени, отчеству), игрушки в группе. Постарайтесь не оставлять воспитателю плачущего ребенка. Зная особенности характера своего малыша, посоветуйте педагогу подойти с ним к окну и помахать Вам рукой, взять его на руки, предложить игрушку. Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае целесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе.
Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. Проявите к своему малышу максимум внимания, чуткости. Компенсируйте в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду. Постарайтесь в этот период оградить ребенка от дополнительных стрессов, нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гостей и т.п.).
Отдавая ребенка в дошкольное учреждение, родители беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться и следовательно ему нужна помощь взрослых: родителей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Скажите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Повысить роль закаливающих мероприятий.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Первый день.
Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ему (ей) грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
Первая неделя
Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.
Действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.
Как помочь ребенку на этом этапе?
Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
Запаситесь терпением, не реагируйте на дерзкие выходки и не наказывайте за капризы.
Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом" "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад". По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.
Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!
Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.
Помогаем малышу привыкнуть к садику
Лишь 2-е из 10 детей не закатывают истерики перед дверью группы детского сада! Как помочь малышу адаптироваться к «новому» этапу жизни, как помочь себе пережить слёзы и просьбы не оставлять любимое чадо в садике?
Дочь моей знакомой «выдала»: «Или я не пойду в садик, или я тебя больше не люблю!» Согласитесь, не те слова, которые хочет услышать мама от 3-летней дочери. И, вроде бы понятно, — она ещё ребёнок, но, вдумавшись, начинаешь рассуждать по-другому. Как нужно «не любить», а в этом случае ненавидеть детский сад, чтобы на другую чашу весов поставить любовь к маме?
Наверное, многие согласятся, сегодня первого похода в садик боятся больше родители, чем дети. Мы наслышаны об истериках, которые наши чада закатывают перед дверью в группу, мы знаем о болезнях, «кулаках» от одногруппников. Но самое «страшное» на первых порах — это те самые крики: «Мама не уходи-и-и, не оставляй!».
Давайте поговорим не только в том, как успокоить судорожно-плачущее чадо, как заранее подготовить ребёнка к расставанию с вами, но и разберём вопросы мотивации к посещению садика и узнаем чем обоснованы истерики наших малышей.
Садик — это твоя работа!
Отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему «райской жизни». Воображение детей намного богаче, чем у взрослых, а потому у них легко возникают идеализированные образы. Настроив ребенка только на хорошее, вы можете подвергнуть его сильному разочарованию, когда даже хорошая действительность будет вызывать негативную реакцию.
Будьте честны с малышом, расскажите ему о том, что в садике он будет не только весело играть с другими детьми, но и что ему необходимо будет слушаться воспитателей, соблюдать распорядок дня, быть вежливым и аккуратным.
Объясните, что отныне малышу, как и вам, нужно будет ходить на «работу» и выполнять свои обязанности. Первое время, когда ребёнок будет приходить домой, спрашивайте его: «Как дела на работе?», искренне радуясь и удивляясь, хвалите за новые достижения.
Никогда не пугайте ребенка! Ошибкой многих родителей становится всего лишь одна фраза: «Будешь баловаться, не заберу тебя из детского сада…» Чтобы ребёнок с радостью ходил в садик, необходимо заранее создавать его положительный образ, чтобы детсад был для него наградой, а не наказанием. Вот подходящая фраза: «Будешь себя плохо вести, не пойдешь в детский сад!». Наша основная задача сделать так, чтобы ребенок шёл в садик как на праздник, а не на Голгофу.
Очень важно избегать любого давления. Вы, как никто другой, знаете темперамент своего малыша, и помочь быстрее адаптироваться ребёнку помогут любимые мотивы, которые присущи тем или иным детям.
Одним можно представить поход в детский сад как продвижение вперёд: «Ты уже большой и скоро пойдешь в садик, у тебя будут друзья, как у твоей сестры (или брата), а воспитательница научит тебя рисовать, и ты покажешь нам свои рисунки дома». Другим детский сад лучше представить как место, где все играют весело и дружно: «Там будет много новых игрушек, будут интересные занятия, кукольные спектакли...». Вы только выиграете, если скажете, что в садике у ребёнка будет всё то, чем он так любит заниматься дома.
Ребенок видит наши переживания! Настраиваемся на позитивный лад!
Плач в детском саду — это цепная реакция: начал один, глядя на него, начнут и другие. Редко какое родительское сердце не дрогнет при виде этих душераздирающих сцен. Но тут важно быть последовательными и уверенными.
Объясните малышу, что оставляете его лишь на несколько часов, что сегодня, в садике ему обязательно понравится. Расскажите, что обязательно придёте за ним вечером и узнаете с кем удалось подружиться за этот день.
Не затягивайте расставание. Этим вы лишь больше заставляете ребёнка переживать. Дети — отличные психологи! И если нервничаете вы, — он тоже не сможет успокоиться.
Уходя из детского сада под отчаянный плач собственного ребенка, не считайте себя виноватой. Плач — это «здоровая» реакция малыша на потерю власти над вами. В большинстве случаев, через несколько минут после вашего ухода, дети включаются в игру.
Для многих родителей удивительно, что утром они оставляют страдающего, рыдающего, несчастного малыша, а вечером он выглядит весёлым, довольным и даже не хочет уходить домой, хотя на следующее утро всё повторяется сначала. Такие сцены становятся своеобразным ритуалом.
Очень важно в такой ситуации не поддаваться на провокации со стороны ребёнка и дать ему понять, что как бы там ни было, ни у него, ни у вас нет альтернативы. Дома попытайтесь выяснить, что именно вызывает у ребёнка такую бурную реакцию. Если он назовёт вам какие-то конкретные причины, — попробуйте устранить их вместе с воспитателем. Ведь он — ваш союзник в воспитании ребёнка.
Мамины хитрости или как успокоить рёвушку?
Психологи утверждают, — полная адаптация ребёнка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2–3 месяца. Даже если малыш перестал плакать, в душе всё это время он очень переживает, а это может стать причиной плохого аппетита, синдрома «постоянной усталости». Поэтому, в течение этого периода в жизни ребёнка, надо заботиться о том, чтобы малыш не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и настоящей жизнью. Вот несколько советов на тему: как помочь ребёнку быстро и безболезненно адаптироваться:
Продумайте ритуал прощания. Пусть это будет утренний воздушный поцелуй, который вы будете ему посылать, уходя из коридора группы. Или простые слова: «Я люблю тебя и скоро вернусь». Они не только дадут надежду на быстрое ваше возвращение, но придадут уверенности, что и в садике ребёнок защищён маминой любовью.
Это может быть обычная витаминка, купленная в аптеке. Объясните малышу: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание, ты положишь её в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» Увлечённый тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду, иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой.
Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребёнка за ручку и отводить в группу. Многие дети в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Очень действенный метод, попробуйте!
Пусть в садик ребёнок возьмет свою любимую игрушку, — она будет напоминать о домашней теплоте и успокаивать чадо! Игрушку можно использовать и в игровой форме: ребёнок в роли мамы или папы сам отводит любимую куклу, мишку в садик. Другой вариант — оставлять игрушку в шкафчике или на кроватке малыша в садике вечером, чтобы утром был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку.
Если никакие способы не помогают и истерики продолжаются, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик. Обычно с иными близкими истерики возникают гораздо реже.
Если слёз избежать не удаётся, сохраняйте спокойствие и терпение. Разговаривайте уверенно и ровно, убеждайте всеми силами ребёнка, что вы придёте, как только он погуляет, поужинает, поспит и немного поиграет. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно, чтобы он не боялся, что как только отвернётся и всё… мамы нет.
Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек и самого садика. Любые спорные, настораживающие моменты обязательно выясняйте с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребёнка, его словами. Ведь находясь дома, при наличии каких-то «плохих» моментов в садике, будь то отношение к нему воспитателей, нянечек, сверстников, — он обязательно расскажет о своих переживаниях.
Никто не может утверждать, что именно эти рекомендации вам помогут, хотя большинству малышей они действительно облегчают привыкание к детскому саду. Важно помнить, что каждый ребёнок — личность, к каждому нужен свой, особый подход.
Помните, в первое время вы должны очень много общаться с воспитателями. Они наверняка расскажут вам о вашем ребёнке немало того, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать.
Садик это не только место, где дети проводят время, когда родители работают, это место, где развивается личность, где малыш пробует адаптироваться к жизни. Помогайте ему, ведь без нас привыкнуть и освоиться в этом большом, порой сложном мире, ребёнку будет крайне сложно.
Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.
Период адаптации может длиться от одной двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы и т.п.
Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Рекомендации родителям
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.
- Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.
- Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
- Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).
- Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
- Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.
- Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
- Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.
- По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.
- Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.
Удачи Вам и вашему малышу!!!
ЛИТЕРАТУРА:
- Вовлекаем родителей в подготовку малыша к посещению детского сада. Управление ДОУ №1-2004, №4-2003.
- Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
- Психологическое благополучие детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Г. Грешнова, М. Сучкова. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.Пыжьянова Л. Журнал Ребенок в детском саду. №2, 2003., стр.81-88