Страничка психолога

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Соблюдайте распорядок дня

Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это. Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

Придерживайтесь позитивной модели общения

Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

Определите рамки и критерии поведения

Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайте малышу комфортные условия

Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии

Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

 

 

 

 

Источник: Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

свернуть

Взаимоотношения между детьми и родителями

Формирование поведения у ребёнка

 

"Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?" К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо. В этой статье мы ответим на вопрос что такое культура поведения у детей.

Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение Вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому Вы можете пойти - это позитивное подкрепление.

Позитивное подкрепление - это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как "само-собой-разумеющееся", а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому - отмечайте ребёнка за хорошее поведение.

Правила и ограничения. Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Но это не значит, что не нужно наказывать ребенка. аказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий - это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но Вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение Вы ожидаете от него, что правильно делать, и что - нет. Будьте уверены, что ребёнок Вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые Вы предпримите в случае непослушания.

Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что Вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение. Разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: "Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо". Максим получил очень туманное, "общее" предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не "проникается" маминым обращением.

В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей. Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной. Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет.

Не знакома ли Вам такая ситуация? Если нет - то замечательно! И всё же, давайте посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе: "Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях". Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: "Максим, в гостях будет весело и интересно. Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?" (Максим кивает). "Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, - говорит, - говорит Максим). "Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил "Спасибо" и "Пожалуйста", и говорил только хорошие слова. Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?"

Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: "Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?" Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить "Спасибо" и "Пожалуйста" и не говорить плохие слова. Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?" Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать). Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: "Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?" Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её. Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно).

Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: "Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей". Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается.

Критика. Даже когда критика необходима, важно "оформить" её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: "Не рисуй на полу!" можно заменить на: "Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола". Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: "Ты не убрал свои носки на место" и "Ты - неряха", между: "Ты сказал мне неправду" и "Ты - обманщик", между: "Ты не убрала игрушки" и "Ты - лентяйка". А лучше всего, конечно, сказать: "Нужно убрать свои носки на место", "Нужно говорить только правду", "Нужно убрать игрушки". Приучайте себя к этому, и Ваш труд обязательно принесёт свои плоды!

Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно. Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и Вы можете что-то уронить или разбить, и Вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не "застревайте" на этом дольше, чем нужно: "Ой! Стакан опрокинулся - ничего страшного. Это случилось потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?"

 

 

 

Резюмируем:

1. Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, Вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы.

2. Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, Вы помогаете ему быстрее учиться.

3. Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка.

4. Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось.

5. Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Уильям Сирс, Марта Сирс Из.: АСТ, год выпуска 2007 ISBN: 978-5-17-027214-3 

 

 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

            

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

Подумайте о последствиях

И вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…»

            Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.  

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»               

                                         

 

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Плакса – вакса, нытик!»  

                                         

 

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, все готов раздать…»                       

                                         

 

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими»

«Не твоего ума дело!»   

                                         

 

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А как ты думаешь?..»

«Одевайся теплее, заболеешь!»                    

 

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. 

 

«Будь здоров, закаляйся!»

 

«Ты совсем как твой папа ( мама)…»                       

                                         

 

 

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

 

«Папа у нас замечательный человек!»

«Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»                      

 

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. 

 

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

 

«Не кричи так, оглохнешь!»                                         

 

 

Скрытая агрессивность, повышенное

психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.      

 

 

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!…»

«Противная девчонка, все они капризули!»(мальчику о девочке)

«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»(девочке о мальчике)

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе противоположного пола.

«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»

«Неряха, грязнуля!»       

 

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и совей внешности, неразборчивость в выборе друзей.           

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!…»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

           

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна, вырастешь – узнаешь!» 

 

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.  

«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушение взаимоотношений с родителями,»уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность

.          

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вмест

«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-ол-стая!»    

                                         

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

«Кушай на здоровье!»

 

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»    

 

 

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

           

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»

«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»                                         

 

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.           

 

«Как ты мне нравишься!»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»

           

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

           

«Смелее, ты все можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди…»

Отчужденность, скрытость, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.          

           

 

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»                            

 

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

           

«Держи себя в руках, уважай людей!»

 

Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы невзачай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение. Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов , чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не то опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться. Так догадывайтесь! Желаем успехов!

свернуть

Собираемся в детский сад

Собираемся в детский сад!!!

 

Там - где раздаётся смех,

Там - где множество потех,

Там - где хором поют песни,

С друзьями вместе, интересней...

Перед школой, всех ребят,

Отправляют в... ДЕТСКИЙ САД.

 

Говорят, что чужие дети растут быстро. Но свои растут еще быстрее. И вот, вы не успели и глазом моргнуть, как ребенка пора вести в садик. Это всегда вызывает огромное количество противоречивых чувств. Вместе с детским садом приходят болезни, дележ игрушек, ссоры в детском коллективе и возможно совершенно непривычный график. Детский садик занимает огромную часть жизни, как ребенка, так и родителей на  довольно длительный срок.

Самый благоприятный возраст, когда малыш может пойти в детский сад, это между 3 и 5 годами. Хотя в ясельную группу детского сада ребёнка могут принять и раньше.

Рассмотрим несколько пунктов предварительной подготовки, от которой зависит, как быстро пройдёт адаптация Вашего малыша к новому коллективу.

Начало социализации.

Расширьте круг общения ребёнка (ходите по другим детским площадкам, в центры раннего развития, оставляйте ребёнка на время в детских комнатах и т.д.). Поощряйте его контакты с другими детьми.

Выбор детского сада.

Внимательно отнеситесь к выбору. Заранее познакомьтесь с будущими воспитателями малыша.

Что такое детский сад?

Подробно расскажите малышу о детском саде. Подчеркните преимущества пребывания в коллективе, расскажите, как весело и интересно ему будет с другими детьми.

Первое знакомство.

После прохождения врачей сводите малыша в детский сад на экскурсию (это можно совместить с подачей документов), покажите игровую комнату в группе, познакомьте с воспитателями.

Психологическая поддержка.

После посещения детского сада расспросите ребёнка о его впечатлении о садике. Скажите ребёнку, что вы им гордитесь — ведь он такой большой, что мог сам находиться в группе пока мама отдавала документы.

Домашний режим.

Приблизьте домашний режим питания к тому, что будет в детском саду. В дошкольном учреждении завтрак в 8.30, второй завтрак 10.30 (фрукты, сок), обед в 12.00 (для яслей), 12.15 (для детей с 3 до 7 лет), полдник в 15.15 (15.30), время для ужина 17.20. Перед сном ребёнку рекомендуется второй лёгкий ужин (стакан кефира или молока). Для большей точности согласуйте график кормления малыша с графиком кормления детского сада, куда вы планируете отдать своего ребёнка. Если ваш график кормления отличается от садовского, переводите на новый режим питания постепенно, сдвигая время кормления на 10-15 минут. Начинайте перемены в режиме питания за 2-3 месяца до того как малыш пойдёт в сад.

 Также необходимо заранее наладить дневной отдых. В саду дети спят с 13.00 до 15.00. Если малыш днём раньше не спал, то ваша задача в 13.00 положить ребёнка в кровать и почитать ему книгу, поговорить с ним, включить аудиосказку, чтоб он послушал. Продолжительность отдыха увеличивайте постепенно.

Не волнуйся мама!

Ваша тревога передаётся малышу. Не показывайте своего волнения по поводу поступления ребёнка в детский сад. Не обсуждайте ваши страхи при малыше. Иначе у него изначально сформируется негативная установка на садик, как на нечто страшное и опасное для него. Для ребёнка вы всё и если он видит и слышит, что даже мама боится и нервничает, значит, малыш делает вывод, что там очень плохо и идти туда не надо.

В какое время года лучше начать посещение сада?

Самое удачное это самый конец августа и начало сентября. В этот период все группы переходят с летнего режима на свой обычный режим работы. На лето многие группы в саду объединяют, так как детей мало и у воспитателей отпуска. Из-за того, что в саду идёт ремонт, детей переводят из группы в группу. А в конце августа и в начале сентября детей в группах мало (не все вернулись из отпусков), воспитатели на местах и смогут больше уделить внимание своему новому воспитаннику.

Малыш уже в саду.

Покормите малыша завтраком дома и приведите его в сад, когда дети пойдут гулять или будут играть (заниматься в группе).

 В первое время оставляйте малыша на 1-2 часа и забирайте домой перед обедом или дневным сном.

 Уходя точно скажите ребёнку, что заберёте его (её), когда дети будут садиться кушать или ложиться спать.

 Не опаздывайте, приходите за ребёнком в обещанное время. По желанию ребёнка можно остаться пообедать и потом уйти домой спать. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду. Если малыш очень привязан к матери и с трудом расстается с ней, то рекомендуем водить папе, бабушке, старшей сестре, брату. Но забирать малыша должна мама.

 Бывает, что нам кажется, что малыш сразу пошёл без проблем в сад, но через неделю вдруг слёзы.

 Надо помнить, что все дети разные и адаптируются они тоже по-разному. Если всё делать не торопясь, то через 2 месяца ваш малыш будет с радостью ходить в садик. Главное чётко определять время, когда вы заберёте малыша, пока он не привык к саду.

Что одеть?

Одежда и обувь должна быть удобной, ведь малышу придется самому раздеваться, обуваться, а для него это не так всё просто. Обратите внимание, как одеты дети в садике, поговорите с воспитателями и спросите их совет при приобретении одежды для сада, ведь воспитателям приходиться помогать своим воспитанникам одеваться и конечно они дадут вам правильный совет. Должна быть одежда для группы, физкультуры, и для улицы. Обязательно приобретите запасной комплект одежды на всякий случай.

 Учите своих детей одеваться и раздеваться самостоятельно. Одевать и снимать майки, футболки, колготки, штаны, свитера, кофты, шапки. Застёгивать одежду на молнии, пуговицы. Завязывать шапки, шарфы. Одевать обувь. Застёгивать застёжки на липучках, замочках, завязывать шнурки.

Я не один.

Дайте с собой ребёнку его любимую игрушку, пусть мишка (кукла) сидят в шкафу и наблюдают за малышом. Возможно малышу разрешат её взять в группу. При наличии игрушки рядом, малышу будет более спокойно, комфортно и безопасно. Возвращаясь домой, вы сможете узнать, что видел мишка (кукла), что делал, во что и с кем играл, с кем подружился, не было ли мишке (кукле) скучно, грустно. Ребёнку трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, ему легче рассказать о том, как провёл время в саду его мишка (кукла) и что он чувствовал. С помощью такого подхода вы сможете, многое узнать и понять, как чувствует ваш малыш в новой для него атмосфере.

 

 

Союз с воспитателями.

При поступлении в группу обменяйтесь телефонами с воспитателями для дальнейшей связи (вдруг ребёнок заболел или вы задерживаетесь и т.д.) и оставьте все виды связи с вами от адреса, до различных телефонов.

 Оговорите с воспитателем, кто может забирать ребёнка кроме вас.

 Предупредите воспитателя о возможных аллергических реакциях на те или иные пищевые продукты, лекарства.

 Расскажите воспитателю о своём ребёнке (какой он и чем любит заниматься, во что играть).

 Забирая ребёнка подробно расспрашивайте воспитателя о том, как прошёл день, что делал малыш, как он себя чувствовал, какие возникли проблемы.

 

Вот Вы и подросли. Пора в детский сад.

Это важное событие в жизни малыша. Прежде чем готовить ребенка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы: познакомьтесь с жизнью детей в детском саду (чем занимаются, каков режим, каковы требования и т. п.). Желательно предварительно познакомиться с воспитателем и няней группы, в которую будет ходить ваш ребенок, рассказать воспитателю об особенностях, привычках, интересах Вашего малыша.

Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин.

У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Мы говорим «могут», потому что все перечисленные выше нарушения в поведении ребенка в период адаптации, а следовательно, и его заболевания не обязательны. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. А чтобы это сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации.

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года 8 месяцев — 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет. После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми. Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы. Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.

Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком — он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Мы говорили выше, что часто полностью изменяется режим, характер питания, температура помещения. В этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.

Вам уже сейчас хочется знать, как сложатся отношения вашего малыша с воспитателем, с другими детьми? Для этого понаблюдайте за поведением ребенка в ситуациях с незнакомыми взрослыми и детьми.

Вы часто бываете с малышом на прогулке в парке, на детской площадке. Как ведет себя Ваш ребенок, когда незнакомый взрослый доброжелательно спрашивает его: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» Замечательно, если в ответ на улыбку взрослого малыш улыбается, отвечает на вопросы, сам пытается спросить (в этом случае Вы можете помочь ему). Если возникли трудности в общении и малыш беспокоится, не настаивайте. Предложите ему попрощаться со взрослыми и продолжить вашу прогулку дальше. Для себя возьмите это на заметку.

Попробуйте в следующий раз вместе с ребенком познакомиться с родителями детей, которые бывают здесь. Пусть Ваш малыш видит пример такого общения. Для этого Вы можете использовать и встречу с соседями. Обратите внимание, как реагирует ребенок, когда рядом играют дети. Пытается включиться в игру сразу, или сначала наблюдает за ней, или крепко держит Вашу руку, хмурится, просит Вас пойти в другое место? Это свидетельствует о том, что у малыша есть трудности в общении. Причины могут быть разными: страх общения, не владение способами общения и др.

Как помочь в этом случае ребенку? Прежде всего научите его играть с Вами, а затем с детьми, близкими по возрасту. Игры могут быть самыми простыми (катать мяч, машинку друг к другу). Постарайтесь заинтересовать ребенка игрой. Трудности в общении могут быть вызваны и тем, что «домашние» дети не всегда умеют делиться игрушками. Не спешите обвинять малыша в жадности.

Психологи выделяют три типа поведения, возникающих в ответ на просьбу взрослого поделиться. В ситуации, когда просим поделиться своими игрушками с другими детьми, мы говорим об одолжении, так как игрушки возвращаются малышу после игры. В детском саду эта просьба означает соблюдать очередность, потому что игрушки здесь не принадлежат ребенку лично.

В третьем случае мы просим просто отдать что-то, поскольку, когда мы говорим: «Поделись конфетами», ребенок не получит их назад. Поэтому будьте внимательны к тому, что вы требуете от малыша. Помогите ему, по-разному оценивая свои просьбы в той или иной ситуации. Это все равно еще непонятно ребенку и не снимает его недоумение, почему нужно поделиться. Покажите, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как подождать, когда кто-то пользуется общими предметами. Если малыш готов к этому, у него будет меньше проблем в детском саду.

Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогала ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.

Нужна ли какая-то подготовка ребенка в интеллектуальной сфере развития? Если Вы  помогали ребенку приобрести навыки в разных видах деятельности, вовремя развивали речь, то специальной подготовки, надеемся, не потребуется.

Готовя ребенка к детскому саду, особо следует оценить его навыки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. Отсутствие навыков самообслуживания у ребенка — действительно фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей и они не успевают вовремя всех умыть, одеть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться.

Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные застежки на более простые. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду.

Что еще могут сделать родители для подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения? Желательно побывать с малышом на участке садика, показать, как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются. Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками детского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату. Это создаст положительный настрой у малыша.

Продумайте, на какое время Вы будете оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну прогулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом на час-два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был спокоен, при расставании с ним старайтесь не показывать своего волнения, беспокойства. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по имени, отчеству), игрушки в группе. Постарайтесь не оставлять воспитателю плачущего ребенка. Зная особенности характера своего малыша, посоветуйте педагогу подойти с ним к окну и помахать Вам рукой, взять его на руки, предложить игрушку. Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае целесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе.

Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. Проявите к своему малышу максимум внимания, чуткости. Компенсируйте в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду. Постарайтесь в этот период оградить ребенка от дополнительных стрессов, нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гостей и т.п.).

Отдавая ребенка в дошкольное учреждение, родители беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться и следовательно ему нужна помощь взрослых: родителей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?

Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.

Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Скажите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Повысить роль закаливающих мероприятий.

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Первый день.

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.  ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.

Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ему (ей) грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Первая неделя

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Как помочь ребенку на этом этапе?

Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

Запаситесь терпением, не реагируйте на дерзкие выходки и не наказывайте за капризы.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом" "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад". По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.

Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!

Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью.

 

Помогаем малышу привыкнуть к садику

Лишь 2-е из 10 детей не закатывают истерики перед дверью группы детского сада! Как помочь малышу адаптироваться к «новому» этапу жизни, как помочь себе пережить слёзы и просьбы не оставлять любимое чадо в садике?

Дочь моей знакомой «выдала»: «Или я не пойду в садик, или я тебя больше не люблю!» Согласитесь, не те слова, которые хочет услышать мама от 3-летней дочери. И, вроде бы понятно, — она ещё ребёнок, но, вдумавшись, начинаешь рассуждать по-другому. Как нужно «не любить», а в этом случае ненавидеть детский сад, чтобы на другую чашу весов поставить любовь к маме?

Наверное, многие согласятся, сегодня первого похода в садик боятся больше родители, чем дети. Мы наслышаны об истериках, которые наши чада закатывают перед дверью в группу, мы знаем о болезнях, «кулаках» от одногруппников. Но самое «страшное» на первых порах — это те самые крики: «Мама не уходи-и-и, не оставляй!».

Давайте поговорим не только в том, как успокоить судорожно-плачущее чадо, как заранее подготовить ребёнка к расставанию с вами, но и разберём вопросы мотивации к посещению садика и узнаем чем обоснованы истерики наших малышей.

Садик — это твоя работа!

Отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему «райской жизни». Воображение детей намного богаче, чем у взрослых, а потому у них легко возникают идеализированные образы. Настроив ребенка только на хорошее, вы можете подвергнуть его сильному разочарованию, когда даже хорошая действительность будет вызывать негативную реакцию.

Будьте честны с малышом, расскажите ему о том, что в садике он будет не только весело играть с другими детьми, но и что ему необходимо будет слушаться воспитателей, соблюдать распорядок дня, быть вежливым и аккуратным.

Объясните, что отныне малышу, как и вам, нужно будет ходить на «работу» и выполнять свои обязанности. Первое время, когда ребёнок будет приходить домой, спрашивайте его: «Как дела на работе?», искренне радуясь и удивляясь, хвалите за новые достижения.

Никогда не пугайте ребенка! Ошибкой многих родителей становится всего лишь одна фраза: «Будешь баловаться, не заберу тебя из детского сада…» Чтобы ребёнок с радостью ходил в садик, необходимо заранее создавать его положительный образ, чтобы детсад был для него наградой, а не наказанием. Вот подходящая фраза: «Будешь себя плохо вести, не пойдешь в детский сад!». Наша основная задача сделать так, чтобы ребенок шёл в садик как на праздник, а не на Голгофу.

Очень важно избегать любого давления. Вы, как никто другой, знаете темперамент своего малыша, и помочь быстрее адаптироваться ребёнку помогут любимые мотивы, которые присущи тем или иным детям.

Одним можно представить поход в детский сад как продвижение вперёд: «Ты уже большой и скоро пойдешь в садик, у тебя будут друзья, как у твоей сестры (или брата), а воспитательница научит тебя рисовать, и ты покажешь нам свои рисунки дома». Другим детский сад лучше представить как место, где все играют весело и дружно: «Там будет много новых игрушек, будут интересные занятия, кукольные спектакли...». Вы только выиграете, если скажете, что в садике у ребёнка будет всё то, чем он так любит заниматься дома.

Ребенок видит наши переживания! Настраиваемся на позитивный лад!

Плач в детском саду — это цепная реакция: начал один, глядя на него, начнут и другие. Редко какое родительское сердце не дрогнет при виде этих душераздирающих сцен. Но тут важно быть последовательными и уверенными.

Объясните малышу, что оставляете его лишь на несколько часов, что сегодня, в садике ему обязательно понравится. Расскажите, что обязательно придёте за ним вечером и узнаете с кем удалось подружиться за этот день.

Не затягивайте расставание. Этим вы лишь больше заставляете ребёнка переживать. Дети — отличные психологи! И если нервничаете вы, — он тоже не сможет успокоиться.

Уходя из детского сада под отчаянный плач собственного ребенка, не считайте себя виноватой. Плач — это «здоровая» реакция малыша на потерю власти над вами. В большинстве случаев, через несколько минут после вашего ухода, дети включаются в игру.

Для многих родителей удивительно, что утром они оставляют страдающего, рыдающего, несчастного малыша, а вечером он выглядит весёлым, довольным и даже не хочет уходить домой, хотя на следующее утро всё повторяется сначала. Такие сцены становятся своеобразным ритуалом.

Очень важно в такой ситуации не поддаваться на провокации со стороны ребёнка и дать ему понять, что как бы там ни было, ни у него, ни у вас нет альтернативы. Дома попытайтесь выяснить, что именно вызывает у ребёнка такую бурную реакцию. Если он назовёт вам какие-то конкретные причины, — попробуйте устранить их вместе с воспитателем. Ведь он — ваш союзник в воспитании ребёнка.

Мамины хитрости или как успокоить рёвушку?

Психологи утверждают, — полная адаптация ребёнка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2–3 месяца. Даже если малыш перестал плакать, в душе всё это время он очень переживает, а это может стать причиной плохого аппетита, синдрома «постоянной усталости». Поэтому, в течение этого периода в жизни ребёнка, надо заботиться о том, чтобы малыш не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и настоящей жизнью. Вот несколько советов на тему: как помочь ребёнку быстро и безболезненно адаптироваться:

Продумайте ритуал прощания. Пусть это будет утренний воздушный поцелуй, который вы будете ему посылать, уходя из коридора группы. Или простые слова: «Я люблю тебя и скоро вернусь». Они не только дадут надежду на быстрое ваше возвращение, но придадут уверенности, что и в садике ребёнок защищён маминой любовью.

Это может быть обычная витаминка, купленная в аптеке. Объясните малышу: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание, ты положишь её в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» Увлечённый тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду, иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой.

Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребёнка за ручку и отводить в группу. Многие дети в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Очень действенный метод, попробуйте!

Пусть в садик ребёнок возьмет свою любимую игрушку, — она будет напоминать о домашней теплоте и успокаивать чадо! Игрушку можно использовать и в игровой форме: ребёнок в роли мамы или папы сам отводит любимую куклу, мишку в садик. Другой вариант — оставлять игрушку в шкафчике или на кроватке малыша в садике вечером, чтобы утром был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку.

Если никакие способы не помогают и истерики продолжаются, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик. Обычно с иными близкими истерики возникают гораздо реже.

Если слёз избежать не удаётся, сохраняйте спокойствие и терпение. Разговаривайте уверенно и ровно, убеждайте всеми силами ребёнка, что вы придёте, как только он погуляет, поужинает, поспит и немного поиграет. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно, чтобы он не боялся, что как только отвернётся и всё… мамы нет.

Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек и самого садика. Любые спорные, настораживающие моменты обязательно выясняйте с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребёнка, его словами. Ведь находясь дома, при наличии каких-то «плохих» моментов в садике, будь то отношение к нему воспитателей, нянечек, сверстников, — он обязательно расскажет о своих переживаниях.

Никто не может утверждать, что именно эти рекомендации вам помогут, хотя большинству малышей они действительно облегчают привыкание к детскому саду. Важно помнить, что каждый ребёнок — личность, к каждому нужен свой, особый подход.

Помните, в первое время вы должны очень много общаться с воспитателями. Они наверняка расскажут вам о вашем ребёнке немало того, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать.

Садик это не только место, где дети проводят время, когда родители работают, это место, где развивается личность, где малыш пробует адаптироваться к жизни. Помогайте ему, ведь без нас привыкнуть и освоиться в этом большом, порой сложном мире, ребёнку будет крайне сложно.

Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

 

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы и т.п.

Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

 Рекомендации родителям

  1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.
  2. Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
  3. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.
  4. Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
  5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).
  6. Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
  7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.
  8. Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
  9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.
  10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.
  11. Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели. 

 Удачи Вам и вашему малышу!!!

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вовлекаем родителей в подготовку малыша к посещению детского сада. Управление ДОУ №1-2004, №4-2003.
  2. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
  3. Психологическое благополучие детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Г. Грешнова, М. Сучкова. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.Пыжьянова Л. Журнал Ребенок в детском саду. №2, 2003., стр.81-88
свернуть

Памятка родителям от ребенка

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.
  3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  4. Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "я ненавижу вас". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
  7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  9. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом немного позднее.
  10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.
  11. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  12. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.
  13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  14. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  15. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  16. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
  17. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
  18. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...
  19. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.
  20. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смеритесь с этим.
  21. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  22. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
  23. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.

 

 

Источник: Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов)...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/sdp/SDP-001-.HTM]

свернуть