Страничка руководителя физического воспитания

Детская комната- спортивный уголок

ДЕТСКАЯ КОМНАТА - СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК.

 

Появление спортивного уголка в доме, в котором ребенок очень рано начнет себя сам занимать, может стать переломным моментом в физическом развитии ребенка. Усилия, которые вы предпримете, чтобы создать спортивный уголок, окупятся сторицей. Ведь это не только спортивный снаряд, это место для самостоятельного развлечения ребенка. Подобное приспособление даст вам передохнуть, надолго удерживая внимание ребенка.

В первый год жизни ребенка спортивным уголком можно сделать кроватку. Для чего над детьми в коляске вешают яркие игрушки? Чтобы ребенок тянулся к ним, напрягал мышцы. По стенам вокруг кроватки мы прикрепляем различные динамичные игрушки, которые дрожат, крутятся, звенят, для подстегивания интереса к прогулкам вдоль борта.

Хорошо над кроваткой укрепить палочку толщиной в палец. Высота должна быть доступной, чтобы ребенок тянулся, хватал палку, подтягивался. Мамы знают, как малыши любят приседать: они готовы делать это без конца. С помощью "турника" они могут резвиться сколько хочется, развивая с самого раннего возраста моторику и координацию движений. Дети обожают лазить, виснуть, раскачиваться, поэтому настоящий турник пора оборудовать, когда ребенку исполнится 1 - 1,5 года.

Полуторагодовалые дети очень любят раскачиваться на кольцах и даже могут подтягивать ноги к ним или к перекладине. Благодаря таким регулярным занятиям ребенок придет в детский сад гибким и крепким.

Замечено, что дети, у которых дома никогда не было спортивных снарядов, чаще испытывают сложности с ними в школе, во дворе. Домашний спортзал с утра до вечера в распоряжении детей, что позволяет им развиваться гармонично.

Появляется возможность чередовать спортивные занятия с игрой и учебой, сделать активным отдых с друзьями. Конечно, можно противопоставить домашнему спорткомплексу школьную секцию баскетбола или гимнастики, но, во-первых, одно прекрасно дополняет другое, а во-вторых, есть большая разница между этими занятиями. При наличии спортивного комплекса в квартире ребенок может заниматься не в определенные часы, а когда захочет. Перегрузки исключены. Устанет - займется другим делом.

Итак, если вы решили самостоятельно обустроить домашний спорткомплекс, прежде всего понадобится перекладина-турник. Ее проще всего установить в дверном проеме (высота зависит от роста ребенка). На турник, когда дети еще малы, можно подвешивать качели, а когда подрастут, использовать его и как балку, где удобно разместить самый любимый детьми снаряд - кольца. Специальное устройство (восьмерка) позволит менять высоту подвески. Еще можно закрепить канат и боксерскую грушу. Последнюю используют не только по прямому назначению: дети обожают "оседлать" грушу сверху и раскачиваться на ней. Бинты из легко растягивающейся "вакуумной" резины заменяют эспандер для прыжков. Не будут лишними маты, на которых приятно прыгать, заниматься гимнастикой, просто возиться. Можно всю детскую комнату опутать канатными лианами, и малыши с удовольствием станут передвигаться по ней, не касаясь пола.

Обычно родственники, особенно бабушки, недовольно ворчат, когда заходит речь об устройстве турника. Их можно понять - в спортивных занятиях они видят не ловкость и здоровье, а синяки и шишки, переломы рук и ног. Но именно для того чтобы предупредить травмы, полезно приучать ребенка к физическим нагрузкам дома. Упав несколько раз на пружинистый мат, а не на уличный асфальт, он научится рассчитывать свои силы, быть осторожным.

Конечно, можно заменить маты матрасами или закрыть глаза на использование детьми бельевого шкафа вместо "шведской стенки". Бесспорно более надежен и разнообразен в применении спортивный комплекс, купленный в магазине. Он легко и надежно устанавливается, включает в себя несколько снарядов, рассчитанных на множество игр и упражнений.

Расположить этот спортивный уголок можно в любом месте квартиры. И самое главное - такие комплексы выпускаются и для детей, и для взрослых. Вам не придется ломать голову, как сделать свою фигуру стройной или где взять денег на велотренажер - турник и "шведская стенка" принесут вашей семье ничуть не меньше пользы: вы станете энергичными и подтянутыми. Но важнее другое - занимаясь вместе с детьми, вы сближаетесь с ними, быстрее находите общий язык. Из строгих родителей, постоянно читающих своим отпрыскам нотации, есть шанс превратиться в их друзей, с которыми всегда весело и интересно. 

Источник:

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд. – М: Академия, 2004. – 48 с.

Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. – Тюмень: ИПК ПК, 1996. – 78 с.

свернуть

Закаливание

ЗАКАЛИВАНИЕ

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физиче­ски к предстоящей напряженной умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простуд­ных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними - за­каливание.

Одно из удивительных свойств организма - способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей сре­ды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепен­но и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждает­ся в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ре­бенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Пер­вым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих  правил:

-  предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья,

-  постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воз духа, воды, солнца);

-  закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достиг­нутый эффект;

-  добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание по­мещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже + 16°С.

Ребенок должен ежедневно гулятьДаже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воз­душные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продол­жительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин.

 

При этом по­степенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя ма­лыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко за­бота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в ре­зультате - очередная простуда.

Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водойоказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания возду­хом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее дос­тупная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначально температура воды - 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2

Дня на 2 "С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность,от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), и затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный.  Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре - к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоска­ние необходимо примерно 1/3 стакана воды.

 

Закаливание солнечными лучамивозможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными про­цедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца - с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и закан­чивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с коротки­ми рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаемослабленные дети особенно нуждаются в зака­ливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в шко­лу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

  • Настроение-жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально ре­агирует на окружающее.
  • Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
  • Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.
  • Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во вре­мя еды не отвлекается.
  • Сон- спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробужда­ется от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустой­чивость настроения, подавленность, раздражительность, плакси­вость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необхо­димо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Литература:

1 Иванченко В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. С. 31.

2 Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С.-Петербург, 1990. С. 27.

3 Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М., 1988. С. 220.

4 Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф.- Дубна, 1992. С. 115.

5 Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. С. 102.

6 Турсунов М.М. Патогенетические основы врачебной тактики при частых ОРЗ у детей: Автореферат. - М., 1987. С 18.

 

 
свернуть