Инклюзивное образование, группы интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями функций ОДА

Наши группы

В нашем учреждении образования функционируют 3 группы интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

 

свернуть

БЕЛАРУСЬ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ УЧИТЕЛЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выдержка из статьи: Жук О.Л., Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
развернуть

 

Развитие инклюзивного образования в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов и требований, утвердившихся в мировой образовательной практике.

Инклюзивное образование в Беларуси предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (по полу, национальности, принадлежности к этнической группе, религии, одаренности в определенной области, особенностям психофизического развития и др.), в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся. Важнейшими целевыми установками инклюзивного образования выступают обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих в том числе различия, на основе признания и учета уникальности каждого ребенка и создания в учреждениях образования благоприятной атмосферы для более эффективной самореализации обучающихся.

В настоящее время базой для развития в Беларуси инклюзивного образования выступает нормативно-правовое, учебно-методическое и кадровое обеспечение системы специального образования. Целью специального образования является улучшение качества жизни детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), их успешная адаптация к условиям социальной среды. Одним из эффективных путей достижения указанной цели выступает организация интегрированного обучения и воспитания школьников в общеобразовательной средней школе. С 1995 года в республике осуществляется целенаправленная работа по развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, их включению в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, социально-культурную, спортивную, творческую деятельность.

Сегодня в республике создана необходимая нормативно-правовая и учебно-методическая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию: 1) Кодекс Республики Беларусь об образовании; 2) образовательный стандарт специального образования (Основные нормативы и требования), утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60; 3) инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136; 4) учебные планы специального образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 № 242.

Под интегрированным обучением и воспитанием понимается такая форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляются совместно в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право реализовывать образовательную деятельность. Интегрированное обучение и воспитание в общеобразовательных средних школах осуществляется в специальных классах и классах интегрированного обучения и воспитания.

Интегрированное обучение и воспитание представляет собой целенаправленный двусторонний процесс, в ходе которого, с одной стороны, ребенок с ОПФР совместно с родителями и специалистами готовится к совместному обучению со сверстниками, не имеющими таких особенностей, адаптируется к образовательному процессу школы. С другой стороны, школа и педагогический коллектив проводят подготовительную работу по принятию детей с ОПФР, создают специальные условия для их обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание рассматривается не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных классах школы. Эффективная образовательная интеграция возможна лишь на основе системного подхода в организации деятельности школы по всем направлениям в целом, что обеспечивает вовлечение детей с особенностями развития и их полноценное участие в образовательном процессе школы, внешкольной социокультурной деятельности.

В республике в каждом регионе определены школы, на базе которых осуществляется интегрированное обучение и воспитание. Организация работы школы в условиях интегрированного обучения и воспитания имеет следующие отличительные особенности: 1) образовательный процесс осуществляется с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами начальному или общему среднему образованию и специальному образованию; 2) обучение детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, осуществляется по типовым учебным планам и учебным программам учреждений общего среднего образования; 3) обучение детей с ОПФР осуществляется по учебным планам и программам специального образования при создании специальных условий для их обучения и воспитания; 4) утверждаются в школьном коллективе новые качественные характеристики взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и потребностями.

В условиях образовательной интеграции формирование у учащихся с ОПФР отношений с окружающей действительностью происходит более полноценно, поскольку удовлетворяется потребность таких учащихся в общении и совместной деятельности; у них формируются адекватные представления о себе (о физическом облике, психических качествах, самооценке, уровне притязаний, способности быть собой и др.); развивается способность понимать эмоциональные состояния других людей; формируются представления о моральных нормах, которые используются в качестве регулятора собственного поведения.

Интегрированное обучение и воспитание не является строго обязательным, поскольку такая форма образования организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивной образовательной среды в школах, позволяющей удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии. При этом учитываются потенциальные возможности и способности как учащихся с особенностями развития, так и учащихся, не имеющих таковых.

Важнейшим условием развития инклюзивного образования выступает наличие высокопрофессиональных кадров, обладающих компетентностью в области инклюзивной педагогической деятельности. В этой связи повышаются требования к устоявшейся системе профессиональных компетенций педагогов.

Во-первых, педагог должен быть приверженцем идей гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш и др.); уметь реализовывать следующие требования личностно ориентированного подхода в образовании (И.С. Якимовская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Д.А. Белухин и др.):

1) осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса и диагностику сформированности способностей, качеств личности учащихся;

2) шире опираться на социокультурный опыт учащихся, выявлять и задействовать сильные стороны личности школьника;

3) использовать индивидуальные формы учебной и воспитательной работы с учащимися в сочетании с коллективными, а также с наставничеством и взаимной поддержкой и помощью.

Во-вторых, в условиях поликультурного образования инклюзия предполагает понимание педагогом своей роли в образовательном процессе, способствующей межкультурному взаимопониманию, демократической культуре, уважению прав и свобод другого, принятию многообразия видения проблем.

Развитие инклюзивного образования в обществе не представляет собой лишь отраслевую образовательную задачу, реализуемую в области образования. Процесс функционирования и совершенствования системы инклюзивного образования должен осуществляться в качестве одного из приоритетных направлений государственной социальной политики на основе усиления межотраслевого взаимодействия (медицинской сферы, реабилитационных и психологических служб, сферы труда, учреждений образования), взаимосвязей социума, школы, учащихся и их родителей.

 

свернуть

Приказ Министра образования Республики Беларусь 29.11.2017 № 742

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
развернуть

ВЫДЕРЖКА

Стратегическая цель – сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям инновационной экономики и принципам устойчивого развития

В числе основных приоритетов образовательной политики государства – развитие инклюзивного подхода в образовании, который позволит обеспечить реализацию права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию, являющийся важным фактором устойчивого развития общества.

В интересах устойчивого развития образование должно обеспечить возможность участия каждого человека в повышении качества собственной жизни и жизни местного сообщества, реализуемую на всех уровнях образования. В дошкольном, когда закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем взрослом сознательность и уважение к природе, другим людям и самому себе.  Дальнейшее внедрение инклюзивного подхода обусловлено необходимостью совершенствования работы в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, расширения права выбора на место и форму получения образования, создание условий, обеспечивающих равенство получения образования всеми категориями обучающихся, формирования толерантности в системе образования и в обществе в целом.

 

Перспективы развития

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы (образовательного учреждения), а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети-инвалиды.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребёнок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

 

свернуть