Страничка воспитателя

 

 

Почему дети не читают?

Почему ребенок не хочет читать?

Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трех типов:

  • там, где родители с раннего детства много читали своим малышам
  • где они сами любят брать в руки книгу и дети видят это
  • где ребенок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами

Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.

 

Книга  не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги. Причем они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти, не то что сейчас. Век высоких технологий и его плоды  это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты  это материальные ценности, а книги  духовные. Важно объяснить ребенку, что знание  сила. И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устает и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные. Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребенок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации. Тогда ему ничего больше не остается, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Нет времени

Мы живем в режиме «белка в колесе», жизнь настолько стремительна, что остановиться в ее потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.

Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

Лень напрягаться

К тому же чтение  мыслительный процесс, а мы живем в век быстро потребляемой информации, где за нас уже все разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». А чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, это зачастую трудно, да и времени нет.

Боимся встречи с собой

С другой стороны, чтение  это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что в многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.

Это скучно

Еще одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

 

Как полюбить книги: 4 простых совета

  • Заставить ребенка любить книги  невозможно, можно только научить любить их. Эффективнее это можно сделать на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы. Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь. Расскажите это ребенку и прочувствуйте.
  • Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а еще лучше по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребенка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.
  • Читать должно быть комфортно. Создайте малышу приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учебе. Ребенку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы беретесь делать так, как вы этого хотите, то создаете искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.
  • Помните, что детство  не мучение. Наша задача  научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают еще больше, не упустите эти дары!

 

Все дело в нас самих

С преградами разобрались, но как же все-таки заставить ребенка читать? Заставить никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие  нет. С первыми все понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.

Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребенок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самим себе: а вы сами любите? Если ответ снова «нет», то подумайте: может ли человек который сам что-то не любит, научить этому ребенка?

Верится с трудом, но даже если и так, то это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где есть насилие, страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.

Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.

Роль родителей

И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, а уж потом учить этому ребенка?

Поймите, что ваш малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить свое детство, встретив своего внутреннего ребенка. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим, а дома устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а еще лучше по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребенка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают еще больше, не упустите эти дары!

 

Источник интернет ресурс www.kanal-o.ru

 

свернуть

Гiперактыунае дзiця – норма цi паталогiя.

Гiперактыунае дзiця – норма цi паталогiя.

 

У сем'ях, дзе ёсць гіперактыўныя дзеці, бацькі сутыкаюцца з цэлым шэрагам праблем ва ўзаемаадносінах з імі. Адной з асноўных прычын такого становішча з'яўляецца сіндром дэфіцыту ўвагі з гіперактыўнасцю (СДУГ).

Праблемныя паводзіны дзяцей са СДУГ абумоўлены функцыянальнай несфарміра- ванасцю пэўных зон галаўнога мозга, што праяўляецца нястрыманай зваротнай рэак- цыяй часцей пры добрым інтэлекце. Праявы СДУГ у дзяцей адрозніваюцца разнастайнасцю:

 

*дэфіцыт увагі праяўляецца надзвычайным адцягваннем увагі, няздольнасцю доўга факусіравацца на чымсьці адным, асабліва не вельмі цікавым, несабранасцю, "лунаннем у аблоках";

 

*павышаная рухальная актыўнасць праяўляецца ў тым, што такому дзіцяці цяжка ўседзець на месцы, яно ўвесь час знаходзіцца ў руху, як быццам да яго прымацаваны маторчык; праяўляе бязмэтную рухальную актыўнасць; часам назіраюцца неспакойныя рухі ў кісцях і ступнях; імкнецца некуды, часта без усякага страху і з "нулявым" інстынктам самазахавання;

 

*імпульсіўнасць праяўляецца крайняй нецярплівасцю, дзіця ўвесь час умешваецца ў гутарку, гульню іншых дзяцей, з цяжкасцю чакае сваёй чаргі ў розных сітуацыях, часта бывае балбатлівым, часам вядзе сябе, як клоўн, можа імпульсіўна ўдарыць, не думаючы пра наступствы;

 

*часта назіраецца парушэнне сну, павышаная стамляльнасць, упартасць і негатывізм.

Прасочваецца пэўная залежнасць паміж наяўнай у дзіцяці сімптаматыкай і яго ўзростам. Як правіла, нарастание сімптомаў СДУГ прымеркавана да пачатку наведвання дзіцячага садка (ва ўзросце 3 гадоў) або школы (6—7 гадоў). Падобная заканамернасць можа быць звязана з няздольнасцю цэнтральнай нервовай сістэмы спраўляцца з новымі патрабаваннямі, якія прад'яўляюцца дзіцяці ва ўмовах павелічэння псіхічных і фізічных нагрузак. У школьнікаў на першы план выступаюць праблемы ў навучанні і парушэнне паводзін, характерны слабая псіхаэмацыянальная ўстойлівасць пры няўдачах, няўпэўненасць у сабе, заніжаная самаацэнка, запальчывасць, задзірлівасць, апазіцыйныя і агрэсіўныя паводзіны. У падлеткавым узросце ў шэрага дзяцей нарастаюць парушэнні паводзін, агрэсіўнасць, цяжкасці ва ўзаемаадносінах у сям'і і школе, пагаршаецца паспяховасць, што ў далейшым можа прывесці да цяжкасцей у выбары і засваенні прафесіі, да парушэння грамадскіх правіл паводзін. У сувяз! з гэтым намаганні бацькоў і спецыялістаў павінны быць накіраваны на своечасовае выяўленне і карэкцыю СДУГ, звядзенне да мінімуму ўздзеяння фактараў, якія пагаршаюць праявы СДУГ і здольны трансфармаваць гэтыя праявы з мінімальных у вельмі драматычныя.

Да ўрачоў варта звяртацца тады, калі педагогі і бацькі не спраўляюцца самі з гэтай праблемай. Да 2—3 гадоў павышаная рухальная актыўнасць, імпульсіўнасць могуць быць варыянтам нармальнага развіцця. Калі ж гіперактыўнасць захоўваецца, важна звярнуцца па медыцынскую дапамогу. Сярэдні ўзрост звароту — 5—6 гадоў. Менавіта ў гэтым узросце асабліва важна звярнуцца да спецыялістаў для таго, каб удакладніць ступень выражанасці праблемы і магчыма пайсці ў школу крыху пазней, пасля 7 гадоў. Важна не разлічваць на тое, што дзіця само зразумее, што добра і што дрэнна, трэба кантраляваць іх паводзіны і фарміраваць знешняе асяродцзе пастаянна.

Устанавіць кантакт. 3 гіперактыўнымі дзецьмі вельмі цяжка. Такія дзеці нецярплівы пазбягаюць сітуацый напружання: ім прасцей адмовіцца, чым пачынаць нешта рабіць. Яны прыроджаныя "апазіцыянеры": у іх заўсёды опечатку "не". Яны ўмеюць дабівацца свайго. Адстойваючы свае пазіцыі, яны здольны страціць кантроль над сваімі эмоцыямі, тады неабходны час, каб супакоіцца (дзве хвіліны памножаныя на ўзрост дзіцяці) і толькі затым варта пагаварыць з ім.

Выконваць закон пастаянства правіл: калі нельга, то нельга заўсёды.

Парадак і бяспека.

Рэжым ва ўсім. Паводзіны дзяцей са СДУГ і эфектыунасць іх навучання часта вызначаюцца энергетычным станам дзіцяці: у сітуацыях, калідзіця стамілася, яно становіцца некіруемым. Важна сачыць за тым, каб дзіця высыпалася і дастатковы час бывала на свежым паветры. Зносіны з камп'ютарам у гэтым выпадку павінны быць зведзены да мінімуму.

5. Правіла "куліка": хваліць часцей, чым крычаць. Дзеці са СДУГ маюць "арэлі настрою". Ім часта бывае сумна, яны асабліва маюць патрэбу ў новых уражаннях і не ўмеюць адкладваць задавальненне на потым. Важна тэта разумець, выкарыстоўваць у выхаванні і навучанні розныя приёмы заахвочвання, прычым неадкладныя.

Знайсцітое, што ў дзіцяці добра атрымліваецца.

Накіроўваць энергію дзіцяці ў патрэбнае рэчышча. 3 гэтымі дзецьмі асабліва важна займацца: аддаваць у спартыўныя секцыі, творчыя студыі.

Знаходзіць магчымасць адпачыць ад гіперактыўнасці дзіцяці. Гіперактыўных дзяцей не вельмі любяць навакольныя, але самае страшнае, калі дзіця пачынаюць вінаваціць там, дзе яно не вінаватае. Тады дзіця пачынае верыць, што яно дрэннае i перастае старацца.

Важна, каб бацькі дапамагалі свайму дзіцяці, прымалі яго такім, якое яно ёсць, захоўвалі веру ў яго, верылі, што іх дзіця добрае, спагадлівае, вельмі творчае.

 

Ганна СУПОНЕНКА, загадчыца аддзела медыцынскай рэабілітацыі

 22-й гарадской дзіцячай паліклінікі Мінска.

свернуть

Все ли игры детей одинаково полезны?

Все ли игры детей одинаково полезны?

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно в игре у ребенка развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь). Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме.

По каким признакам можно определить "настоящую игру", которая будет полезной для развития ребенка?

Психолог Л.С.Выготский говорил, что основой игры является мнимая ситуация.

Что это такое?

Согласно Л.С.Выготскому, мнимая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Для игры характерно, что все может быть всем.

Вспомните "волшебные" слова детства - "понарошку", "как будто": вот когда "я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)", тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех приведенных примерах не фигурируют игрушки. Игрушек нет, а игра есть. Здесь же налицо "расхождение смыслового и видимого поля". Видишь одно, а представляешь другое. 

Благодаря чему это возможно? Благодаря воображению, позволяющему переносить функции одного предмета на другой. Поэтому мнимую ситуацию можно с полным правом называть также воображаемой ситуацией.

Итак, критерием игры является наличие мнимой, или воображаемой, ситуации.

Создание мнимой ситуации возможно благодаря развитию основного новообразования у детей дошкольного возраста, а именно - воображения. В свою очередь, развитие воображения тесно связано с детской игрой. С одной стороны, оно есть необходимое условие возникновения игры, с другой стороны - развивается в игре.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были.

Такие игры характерны для детей старшего дошкольного возраста, и называются они сюжетно-ролевыми. Развитию данного типа игры предшествуют два других, необходимых вида детских игр: режиссерская и образно-ролевая. Для того чтобы играть в сюжетно-ролевые игры ребенку требуются определенные умения, которые формируются благодаря двум предшествующим этапам развития детской игры. Сюжетно-ролевая форма игры, в свою очередь, переходит в игру с правилами.

В 2-3 года дети играют в режиссера. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой (например, кубик может быть машинкой или чашкой). В таких играх дети обыгрывают короткие, взятые из жизни сюжеты. При этом они обходятся без партнеров по игре. Если же в этом возрасте дети и играют в группе, то игра происходит у них не вместе, а рядом. 

Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры - он научается "видеть целое раньше частей".

Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре.

Способность видеть целое раньше частей - вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать волшебником.

Вторая составляющая сюжетно-ролевой игры (помимо сюжета) - роль, умение удерживать ролевую позицию. Эта линия развития обнаруживается в самом начале четвертого года жизни ребенка: возникает новый вид игры - образно-ролевая игра. Дети начинают изображать определенных сказочных героев, животных, людей. Они копируют их повадки, манеры, язык. Это свойство детей - умение перевоплощаться - может в некоторых случаях иметь значение психологической реабилитации. Например, ребенок, которого обижают сверстники в детском саду, может перевоплотиться во льва и, тем самым, почувствовать себя более уверенно.

Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. 

Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

Для этого очень важно беседовать с детьми о случившихся событиях. К примеру, ребенок с мамой были в парикмахерской. Или педагог с группой детей ходили в парикмахерскую на экскурсию. Об этом визите нужно обязательно поговорить. Но, "сочиняя" рассказ, нужно обязательно выполнить важные условия.

Во-первых, нужно включить такие сведения, которые ребенок сможет потом использовать в игре. Важно показать тех людей, которые действуют в той или иной сфере деятельности, и, главное, те отношения между ними, которые существуют в жизни. Например, в рассказе о парикмахерской должны обязательно фигурировать мужской и женский мастера, маникюрша, кассир, клиенты, пришедшие стричься, укладывать или красить волосы, бриться, делать маникюр и т.п.

Второе правило предполагает очень сильную эмоциональную окраску происходящего. Это возводит обыденное дело в ранг события. Дети лучше запоминают то, что эмоционально значимо для них. Проще всего достичь нужного эффекта, если у героев вашего рассказа что-то не получается, если происходит какая-нибудь нелепица. 

Ну, например, вернемся в парикмахерскую: у парикмахера вдруг куда-то пропали ножницы, кого-то вместо обычной краски покрасили в голубой цвет, кто-то шел стричься, а попал к врачу. Обратите внимание, что все нелепицы должны быть очень тесно связаны с информацией, которую ребенок будет затем использовать в игре, но вот "откроет" он ее для себя сам. Оказывается, парикмахеры надевают халаты, мастеру нужны ножницы, чтобы стричь, и в парикмахерской красят совсем не теми красками, какими малыш привык рисовать, и кресло должно подниматься и опускаться при помощи педали. Кроме этого, все нелепицы проговаривались, проигрывались участниками событий.

Таким образом, малыш получает возможность и способность затем включить полученный опыт в свою игру.

Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и на сцене появляется новый вид игры - игра с правилами.

Эта игра дает ребенку две необходимые способности. 

Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Если вы помните, то воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. 

Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами - это игры коллективные.

Часто родителям хочется, чтобы у ребенка были такие игры, которые займут его полностью, и он не будет мешать взрослым. Но игра как процесс обучения жизненным навыкам предполагает обсуждение и оценку полученной информации, ее своего рода "сортировку" самим ребенком (поначалу большей частью с помощью взрослых). Если взрослые не могут или не хотят этого делать - увы, тогда получается, что ребенку вообще вредно играть. Потому что пользы от такой игры никакой не будет, и ребенок не получит ни интеллектуального развития, ни адекватных жизненных навыков. (Точно так же, как если бы предоставить ребенку учиться в классе без учителя: не все взрослые-то способны к самообразованию, а уж дети и подавно).

Уважаемые родители : игра - процесс, как правило, коллективный! 

Очень редко ребенок играет в игрушки сам с собой (хотя любому человеку иногда надо побыть в одиночестве, и ребенок не исключение). Но большей частью, как правило, дети играют с другими детьми или с взрослыми. И назначение этих игр разное. В играх со сверстниками ребенок оттачивает полученные знания и практические навыки. 

Игры же с взрослыми несут больше познавательный характер, развивающее значение, поскольку именно у взрослых ребенок учится в первую очередь. То есть вы вполне можете помочь ребенку выбрать те или иные игры (помочь, а не навязывать), обсудить, во что и как он играл с другими детьми (обсудить, а не допрашивать), а то и самим подключиться к его любимым играм и стать для ребенка единомышленником - а не надсмотрщиком.

Главное, в отношении любых игр необходимо научить ребенка тому, что сейчас называют ОБЖ - основы безопасности жизни. Тому, что удар по голове может причинить непоправимый вред здоровью, что снежком лучше не попадать в глаз, что играть в футбол лучше во дворе, а не у проезжей части, что той же петардой можно как минимум обжечься, - в общем, элементарным вещам! 

Но тут непременно нужно отметить, что если ребенок упорно продолжает драться палками, кататься на крыше лифта, баловаться спичками и т.п., и для него не имеет значение слова "опасно для жизни" - стоит срочно задуматься об этом родителям. Потому что снижение ценности собственной жизни и здоровья иногда бывает признаком психологического неблагополучия в душе ребенка, или в семье, в которой он растет. 

К примеру, если папа и мама постоянно ссорятся, но тут же начинают действовать сообща, стоит только ребенку чем-нибудь заболеть - так он с удовольствием схватит пневмонию или сломает ногу, чтобы только в семье подольше был мир (а не иллюзия мира!).

 Источник: "Психология развития ребенка" Л. С. Выготский

свернуть

Забери у дитя телефон

Забери у дитя телефон.

Поговори с ним о рыбках и птичках.

Погоняй во дворе с ним в футбол,

Костер разведи, не используя спички.

 

Проще гораздо сунуть планшет,

В детские руки, не державших скакалки.

Пока занят ребенок, скорей в интернет.

Ведь «лайки» важнее «пряток» и «салок».

 

Дети сегодня не знают совсем

Что делать с луком, с рогаткой

Кроме игр онлайн, других нету тем.

Зачем нужны шалаши и палатки?

 

«Царь горы», на санках катанье,

Игр живых миллион.

Подари ребенку воспоминания,

Забери у дитя телефон.

свернуть