В начале учебного года учитель – дефектолог проводит обследование детей. Учитывая результаты обследования, дальнейшая работа планируется с опорой на образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи; «Методические рекомендации» Мороз Л.Н.(по тематикам); «Коррекционную работу в дошкольном учреждении» М.В. Смолянко и др.
В зависимости от диагноза определялся как индивидуальный маршрут коррекции в развитии детей, средства воспитания и обучения, отбор их содержания, так и рационализация коррекционно-образовательного процесса.
В течение учебного года проводятся следующие виды занятий:
подгрупповые : по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию произносительной стороны занятия по обучению грамоте. В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.
индивидуальные.
Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально волевую).
Занятия проводятся по следующим направлениям: логопедическая коррекция и развитие познавательной деятельности.
Логопедическая коррекция направлена на развитие понимания речи, обогащение словаря детей; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи (монологическая и диалогическая); развитие артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики; развитие фонематического слуха, постановку звуков и введение их в речь; закрепление произнесения слов различной звуко - слоговой структуры; усвоение навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе работы большое внимание уделяется и развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Коррекционно-воспитательная работа строится благодаря организации специального педагогического подхода; с учётом возраста детей, тем, задач логопедических занятий, включая и преемственность между всеми специалистами: учителем-дефектологом, воспитателем, руководителями физвоспитания, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. В зависимости от уровня речевого развития и индивидуальных способностей детей для проведения подгрупповых занятий группа делится на 2 подгруппы.
В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)
В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза. Занятия по формированию произносительной стороны речи включают следующие структурные компоненты: мимические, голосовые и дыхательные упражнения, разнообразные задания, направленные на усвоение детьми лексико-грамматического строя речи, игры на развитие общей и мелкой моторики (конструирование букв из пальцев рук, из палочек, каштанов, шнурков), игры на развитие внимания, памяти, психогимнастику, релаксацию.
Используется прием утрированного произнесения изучаемого звука. Дети учатся воспринимать звук на слух, узнавать его в речевом потоке, четко произносить в звукокомплексах, слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.
В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза. В процессе подготовки к обучению грамоте дети учились различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове.
В процессе обучения грамоте применяются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, отработку навыков словоизменения и словообразования, развитие связной речи.
На занятиях соблюдается режим двигательной активности: проводятся физкультминутки, пальчиковая и зрительная гимнастики, чередуются различные виды деятельности.
Значительную роль в коррекционном обучении детей играет участие родителей. Они информируются обо всех результатах обследования, о задачах и предполагаемых сроках коррекционной работы. В течении всего периода обучения родители работают над закреплением материала занятий. Проводятся групповые консультации и индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития и обучения детей.
В процессе обучения используются следующие формы организации детей: экскурсии, игры, труд, режимные моменты, руководство которыми осуществляется учителем-дефектологом и воспитателями в соответствии с основными разделами «Программы воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи».
Индивидуальную работу по коррекции имеющихся нарушений ежедневно проводит как учитель-дефектолог, так и воспитатели.
Источник:
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. – Логопедия
Алексеева М.М., Яшина Б.И.- Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников
Подготовила Учитель -дефектолог высшей категории: Воронина В.Г.