Инклюзивное образование, группы интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями функций ОДА

В Республики Беларусь осуществляется эффективная политика в отношении детей-инвалидов, а также направлены меры для социальной защиты данной категории лиц для их полноправного участия в жизни общества. Для этого детям-инвалидам гарантируется бесплатная медицина, выбор учреждения образования, а также трудоустройство, учитывая их возможности и особенности. 30 июня 2017 года № 33-3 «О внесении изменений и дополнений  в некоторые  законы  Республики Беларусь  по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей», внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь  от 12.12.2012 «О государственной поддержке семьям, воспитывающим детей». Закон изложен в новой редакции с 01.07.2017. 

 

Вслед за повышением размера БПМ выросли размеры государственных пособий.

 

Пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей

Пособие назначается, если трудоспособный отец (отчим) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель, опекун  на дату обращения за назначением пособия, а также не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за таким пособием:

  • работают или осуществляют иной вид деятельности в Республике Беларусь, приносящий заработок (доход), с которого в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, либо работают в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь;
  • проходят в Республике Беларусь военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
  • получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
  • проходят подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
  • зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных с выплатой пособия по безработице либо проходят профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивают содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;
  • осуществляют уход за ребенком в возрасте до 3 лет, находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством; являются получателями пенсии или ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.

Условие занятости не менее 6 месяцев не распространяется на отца (отчима), усыновителя (удочерителя), которые проходят срочную военную службу, альтернативную службу, а также трудоспособного отца (отчима) в полной семье либо трудоспособного родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя) опекуна (попечителя), которые в году обращения за пособием  осуществляют уход за ребенком в возрасте до 3 лет, находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма и соответствующая деятельность приостановлена в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством, являются получателями пенсии или ежемесячной страховой выплаты, ежемесячного денежного содержания, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.

 Пособие назначается  ежегодно на основании заявления со дня возникновения права на него, если обращение   за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права. При обращении по истечении 6 месяцев со дня возникновения права пособие назначается со дня обращения. 

Днем возникновения права на пособие является:

  • день, следующий за днем достижения ребенком возраста 3 лет;
  • 1 января года обращения за государственным пособием;
  • день признания ребенка инвалидом;
  • день отправки в воинскую часть отца (отчима), усыновителя (удочрителя) для прохождения срочной военной службы или день его убытия к месту прохождения альтернативной службы;
  • день установления инвалидности I или II группы родителям в полной семье либо родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю) или назначения пособия одному из родителей, который осуществляет уход за другим родителем, являющимся инвалидом I группы;
  • день расторжения или заключения брака;
  • день трудоустройства либо занятия иными видами деятельности.

 

Пособие назначается по месту работы (службы), учебы матери (мачехи), усыновителя, опекуна ребенка. В случае, если мать (мачеха) в полной семье не работает (не служит), не учится пособие назначается по месту работы (службы), учебы отца ребенка.

 В органах по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (месту пребывания):

  • индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, ремесленникам, творческим работникам, неработающим лицам;
  • лицам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам;
  • лицам, работающим в религиозных организациях, священнослужителям;
  • лицам, зарегистрированным в качестве безработных;
  • лицам, работающим в коммерческих организациях со средней численностью работников до 15 человек включительно, у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов.

Перечень документов, которые должны представляться гражданами, указан в пункте 2.12. Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

Справочно: если семья не имеет права на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, но в семье одновременно воспитываются дети до 3 лет и старше 3 лет, то  может быть назначено пособие  семье  на детей старше 3 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет.

 

Пособие по уходу за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида, фактически осуществляющим уход за ним, при условии, если они не являются занятыми или если они заняты на следующих условиях:

  • работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;
  • являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;
  • являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности;
  • находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;
  • получают пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми, а оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида не имеют права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (например, работают на условиях полной занятости, зарегистрированы индивидуальными предпринимателями и т.д) либо не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом в связи с инвалидностью I группы.

Занятыми являются лица:

работающие по трудовым договорам;

проходящие военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;

проходящие подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;

получающие пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах:

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим I или II степень утраты здоровья, - 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума;

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим III или IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно - 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, после достижения ребенком возраста 3 лет - 120 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Пособие назначается на основании заявления со дня возникновения права на него, если обращение за назначением пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения такого права. При обращении по истечении 6 месяцев со дня возникновения права пособие назначается со дня обращения.

Днем возникновения права на пособие является: для матери (мачехи), отца (отчима) в полной семье, родителя в неполной семье, усыновителя (удочрителя), опекуна (попечителя) ребенка-инвалида:

  • день признания ребенка инвалидом;
  • день, следующий за днем прекращения занятости;
  • день возникновения занятости на условиях, указанных выше.

Для других лиц – день обращения за назначением пособия.

Пособие назначается в органе по труду, занятости и социальной защите по месту получения социальной пенсии.

Указанные пособия не назначаются и не выплачиваются на детей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания.

 Размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом составляет 100% БПМ для лиц, осуществляющих уход за  ребенком-инвалидом в возрасте от 3-х до 18-ти лет с 1 и 2 степенью утраты здоровья.

Размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом составляет 120% БПМ для лиц, осуществляющих уход за  ребенком-инвалидом в возрасте от 3-х до 18-ти лет с 3 и 4 степенью утраты здоровья.

 

Пенсия по инвалидности составляет

 

СУЗ 1 - 80% от базовой величины прожиточного минимума 

СУЗ 2 - 85% 

СУЗ 3 - 95%  

СУЗ 4 - 110% 

 

Лечебные льготы

 

  • бесплатное специализированное медицинское обслуживание;
  • бесплатное получение лекарств из перечня основных лекарственных средств;
  • обеспечение техническими средствами социальной реабилитации;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов государственных учреждениях образования;
  • первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение и оздоровление при отсутствии противопоказаний. Лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, также получает путевку бесплатно, но без лечения. Необходимость сопровождения подтверждается  врачебно-консультационной комиссией учреждения здравоохранения (ст.31 Закона РБ от 19.11.1993 № 2570-Х11 «О правах ребенка», ст. 10, 11, 12 Закона РБ от 14 июня 2007 № 239-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

 

Льготы в образовательной сфере

 

В соответствии с постановлением Совета Министров   Республики Беларусь от 18.02.2010 № 229 плата за получение дополнительного образования детей  и молодежи в школах искусств не  взимается с семей, с законных представителей воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008 № 307 плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования финансируемых из республиканского и местных бюджетов, не взимается с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  21.02.2005 №177  обеспечиваются  бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов учащиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования семьи, воспитывающие ребенка-инвалида.

В соответствии с п.6 Указа Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

 

Проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования

 

Льготы на образование

  • бесплатное пользование учебниками и пособиями;
  • бесплатное питание.

 

Налоговые льготы

 

Предоставление стандартного налогового вычета семьям, на попечении которых находятся дети-инвалиды, в предусмотренном размере. Налоговые вычеты предоставляются гражданину по основному месту работы (учебы, службы). 

 

Государственная адресная социальная помощь

 

Семьи, имеющие детей-инвалидов, в целях оказания социальной поддержки в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 19.01.2012  «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ), могут обратиться за предоставлением государственной адресной социальной помощи.

Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход, определяемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (далее – среднедушевой доход), по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной  защиты, за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости).

 

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, предоставляется при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины критерия нуждаемости.

 

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на предоставление единовременного социального пособия, подтверждается документально и (или) устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения семьи (заявителя).

Среднедушевой доход семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи определяется исходя из доходов, полученных членами семьи (гражданином) в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за такой помощью.

При расчете среднедушевого дохода семьи для предоставления ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий в состав семьи включаются лица, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство, а также – их доходы за расчетный период.

Социальное пособие для  возмещения затрат на приобретение подгузников – независимо от доходов семьи:

для детей-инвалидов, имеющих 4 степень утраты здоровья.

 

Трудовые льготы

 

  • п. 8 ч. 2 ст. 166 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по желанию работницы предоставить трудовой отпуск за первый рабочий год до истечения шести месяцев работы; 
  • п. 1 ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по желанию работницы предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней; 
  • ч. 3 ст. 263 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель может привлекать работницу к ночным, сверхурочным работам, к работе в государственные праздники, праздничные и выходные дни, направлять в служебную командировку только с её письменного согласия; 
  • ч 1. ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан по заявлению работницы предоставлять ежемесячно один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счёт средств государственного социального страхования; 
  • ч. 3 ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель может предоставлять один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определённых Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Совмина от 11.06.2014 №34
  •  

В сфере занятости

  • Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, имеющим ребёнка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии двух и более детей-инвалидов указанного возраста – на 20 процентов (абз. 17 ст. 24 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»)
  • Пунктом 2 Указа Президента от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» предусмотрено, что контракты с женщинами, имеющими детей-инвалидов до восемнадцати лет, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.

 

 

 

Пенсионные льготы

 

В соответствии со статьей 20  Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 20 Закона  и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии статьей 20 Закона  в связи с ее смертью.

Согласно статьи 5 Закона условием для назначения пенсии является также наличие  стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 5 лет (далее-страховой стаж) (в указанные 5 лет не засчитывается время учебы, службы в армии, время нахождения в отпуске по уходу, время ухода за инвалидами первой группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста, инвалидами с детства, период получения пособия по безработице). При наличии страхового стажа не менее 5 лет, в трудовой стаж для исчисления размера пенсии вышеуказанные периоды засчитываются.

Граждане, не получающие трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, имеют право на социальную пенсию на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

 

Жилищные льготы

 

В соответствии с подпунктом 63.11, пункта 63 Указа  Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 г. № 563 семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, в случае если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Льготы на кредиты

  • право на внеочередное получение кредита на льготных условиях для строительства или покупки жилья;
  • право на получение одноразовой субсидии на строительство или покупку жилого помещения.

Наши группы

В нашем учреждении образования функционируют 3 группы интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

 

свернуть

БЕЛАРУСЬ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ УЧИТЕЛЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выдержка из статьи: Жук О.Л., Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь
развернуть

 

Развитие инклюзивного образования в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов и требований, утвердившихся в мировой образовательной практике.

Инклюзивное образование в Беларуси предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (по полу, национальности, принадлежности к этнической группе, религии, одаренности в определенной области, особенностям психофизического развития и др.), в общую и единую образовательную среду на основе использования педагогических средств и методов, ориентированных на широкое многообразие образовательных потребностей и возможностей учащихся. Важнейшими целевыми установками инклюзивного образования выступают обеспечение равного доступа всех детей к качественному общему среднему образованию, организация совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих в том числе различия, на основе признания и учета уникальности каждого ребенка и создания в учреждениях образования благоприятной атмосферы для более эффективной самореализации обучающихся.

В настоящее время базой для развития в Беларуси инклюзивного образования выступает нормативно-правовое, учебно-методическое и кадровое обеспечение системы специального образования. Целью специального образования является улучшение качества жизни детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), их успешная адаптация к условиям социальной среды. Одним из эффективных путей достижения указанной цели выступает организация интегрированного обучения и воспитания школьников в общеобразовательной средней школе. С 1995 года в республике осуществляется целенаправленная работа по развитию и совершенствованию интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, их включению в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, социально-культурную, спортивную, творческую деятельность.

Сегодня в республике создана необходимая нормативно-правовая и учебно-методическая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию: 1) Кодекс Республики Беларусь об образовании; 2) образовательный стандарт специального образования (Основные нормативы и требования), утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60; 3) инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136; 4) учебные планы специального образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 № 242.

Под интегрированным обучением и воспитанием понимается такая форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляются совместно в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право реализовывать образовательную деятельность. Интегрированное обучение и воспитание в общеобразовательных средних школах осуществляется в специальных классах и классах интегрированного обучения и воспитания.

Интегрированное обучение и воспитание представляет собой целенаправленный двусторонний процесс, в ходе которого, с одной стороны, ребенок с ОПФР совместно с родителями и специалистами готовится к совместному обучению со сверстниками, не имеющими таких особенностей, адаптируется к образовательному процессу школы. С другой стороны, школа и педагогический коллектив проводят подготовительную работу по принятию детей с ОПФР, создают специальные условия для их обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание рассматривается не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных классах школы. Эффективная образовательная интеграция возможна лишь на основе системного подхода в организации деятельности школы по всем направлениям в целом, что обеспечивает вовлечение детей с особенностями развития и их полноценное участие в образовательном процессе школы, внешкольной социокультурной деятельности.

В республике в каждом регионе определены школы, на базе которых осуществляется интегрированное обучение и воспитание. Организация работы школы в условиях интегрированного обучения и воспитания имеет следующие отличительные особенности: 1) образовательный процесс осуществляется с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами начальному или общему среднему образованию и специальному образованию; 2) обучение детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, осуществляется по типовым учебным планам и учебным программам учреждений общего среднего образования; 3) обучение детей с ОПФР осуществляется по учебным планам и программам специального образования при создании специальных условий для их обучения и воспитания; 4) утверждаются в школьном коллективе новые качественные характеристики взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и потребностями.

В условиях образовательной интеграции формирование у учащихся с ОПФР отношений с окружающей действительностью происходит более полноценно, поскольку удовлетворяется потребность таких учащихся в общении и совместной деятельности; у них формируются адекватные представления о себе (о физическом облике, психических качествах, самооценке, уровне притязаний, способности быть собой и др.); развивается способность понимать эмоциональные состояния других людей; формируются представления о моральных нормах, которые используются в качестве регулятора собственного поведения.

Интегрированное обучение и воспитание не является строго обязательным, поскольку такая форма образования организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивной образовательной среды в школах, позволяющей удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии. При этом учитываются потенциальные возможности и способности как учащихся с особенностями развития, так и учащихся, не имеющих таковых.

Важнейшим условием развития инклюзивного образования выступает наличие высокопрофессиональных кадров, обладающих компетентностью в области инклюзивной педагогической деятельности. В этой связи повышаются требования к устоявшейся системе профессиональных компетенций педагогов.

Во-первых, педагог должен быть приверженцем идей гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш и др.); уметь реализовывать следующие требования личностно ориентированного подхода в образовании (И.С. Якимовская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Д.А. Белухин и др.):

1) осуществлять постоянный мониторинг образовательного процесса и диагностику сформированности способностей, качеств личности учащихся;

2) шире опираться на социокультурный опыт учащихся, выявлять и задействовать сильные стороны личности школьника;

3) использовать индивидуальные формы учебной и воспитательной работы с учащимися в сочетании с коллективными, а также с наставничеством и взаимной поддержкой и помощью.

Во-вторых, в условиях поликультурного образования инклюзия предполагает понимание педагогом своей роли в образовательном процессе, способствующей межкультурному взаимопониманию, демократической культуре, уважению прав и свобод другого, принятию многообразия видения проблем.

Развитие инклюзивного образования в обществе не представляет собой лишь отраслевую образовательную задачу, реализуемую в области образования. Процесс функционирования и совершенствования системы инклюзивного образования должен осуществляться в качестве одного из приоритетных направлений государственной социальной политики на основе усиления межотраслевого взаимодействия (медицинской сферы, реабилитационных и психологических служб, сферы труда, учреждений образования), взаимосвязей социума, школы, учащихся и их родителей.

 

свернуть

Приказ Министра образования Республики Беларусь 29.11.2017 № 742

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
развернуть

ВЫДЕРЖКА

Стратегическая цель – сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям инновационной экономики и принципам устойчивого развития

В числе основных приоритетов образовательной политики государства – развитие инклюзивного подхода в образовании, который позволит обеспечить реализацию права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию, являющийся важным фактором устойчивого развития общества.

В интересах устойчивого развития образование должно обеспечить возможность участия каждого человека в повышении качества собственной жизни и жизни местного сообщества, реализуемую на всех уровнях образования. В дошкольном, когда закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем взрослом сознательность и уважение к природе, другим людям и самому себе.  Дальнейшее внедрение инклюзивного подхода обусловлено необходимостью совершенствования работы в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, расширения права выбора на место и форму получения образования, создание условий, обеспечивающих равенство получения образования всеми категориями обучающихся, формирования толерантности в системе образования и в обществе в целом.

 

Перспективы развития

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы (образовательного учреждения), а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети-инвалиды.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребёнок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

 

свернуть
поделиться в:
Меню раздела