Страничка руководителя физического воспитания

Детская комната- спортивный уголок

ДЕТСКАЯ КОМНАТА - СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК.

 

Появление спортивного уголка в доме, в котором ребенок очень рано начнет себя сам занимать, может стать переломным моментом в физическом развитии ребенка. Усилия, которые вы предпримете, чтобы создать спортивный уголок, окупятся сторицей. Ведь это не только спортивный снаряд, это место для самостоятельного развлечения ребенка. Подобное приспособление даст вам передохнуть, надолго удерживая внимание ребенка.

В первый год жизни ребенка спортивным уголком можно сделать кроватку. Для чего над детьми в коляске вешают яркие игрушки? Чтобы ребенок тянулся к ним, напрягал мышцы. По стенам вокруг кроватки мы прикрепляем различные динамичные игрушки, которые дрожат, крутятся, звенят, для подстегивания интереса к прогулкам вдоль борта.

Хорошо над кроваткой укрепить палочку толщиной в палец. Высота должна быть доступной, чтобы ребенок тянулся, хватал палку, подтягивался. Мамы знают, как малыши любят приседать: они готовы делать это без конца. С помощью "турника" они могут резвиться сколько хочется, развивая с самого раннего возраста моторику и координацию движений. Дети обожают лазить, виснуть, раскачиваться, поэтому настоящий турник пора оборудовать, когда ребенку исполнится 1 - 1,5 года.

Полуторагодовалые дети очень любят раскачиваться на кольцах и даже могут подтягивать ноги к ним или к перекладине. Благодаря таким регулярным занятиям ребенок придет в детский сад гибким и крепким.

Замечено, что дети, у которых дома никогда не было спортивных снарядов, чаще испытывают сложности с ними в школе, во дворе. Домашний спортзал с утра до вечера в распоряжении детей, что позволяет им развиваться гармонично.

Появляется возможность чередовать спортивные занятия с игрой и учебой, сделать активным отдых с друзьями. Конечно, можно противопоставить домашнему спорткомплексу школьную секцию баскетбола или гимнастики, но, во-первых, одно прекрасно дополняет другое, а во-вторых, есть большая разница между этими занятиями. При наличии спортивного комплекса в квартире ребенок может заниматься не в определенные часы, а когда захочет. Перегрузки исключены. Устанет - займется другим делом.

Итак, если вы решили самостоятельно обустроить домашний спорткомплекс, прежде всего понадобится перекладина-турник. Ее проще всего установить в дверном проеме (высота зависит от роста ребенка). На турник, когда дети еще малы, можно подвешивать качели, а когда подрастут, использовать его и как балку, где удобно разместить самый любимый детьми снаряд - кольца. Специальное устройство (восьмерка) позволит менять высоту подвески. Еще можно закрепить канат и боксерскую грушу. Последнюю используют не только по прямому назначению: дети обожают "оседлать" грушу сверху и раскачиваться на ней. Бинты из легко растягивающейся "вакуумной" резины заменяют эспандер для прыжков. Не будут лишними маты, на которых приятно прыгать, заниматься гимнастикой, просто возиться. Можно всю детскую комнату опутать канатными лианами, и малыши с удовольствием станут передвигаться по ней, не касаясь пола.

Обычно родственники, особенно бабушки, недовольно ворчат, когда заходит речь об устройстве турника. Их можно понять - в спортивных занятиях они видят не ловкость и здоровье, а синяки и шишки, переломы рук и ног. Но именно для того чтобы предупредить травмы, полезно приучать ребенка к физическим нагрузкам дома. Упав несколько раз на пружинистый мат, а не на уличный асфальт, он научится рассчитывать свои силы, быть осторожным.

Конечно, можно заменить маты матрасами или закрыть глаза на использование детьми бельевого шкафа вместо "шведской стенки". Бесспорно более надежен и разнообразен в применении спортивный комплекс, купленный в магазине. Он легко и надежно устанавливается, включает в себя несколько снарядов, рассчитанных на множество игр и упражнений.

Расположить этот спортивный уголок можно в любом месте квартиры. И самое главное - такие комплексы выпускаются и для детей, и для взрослых. Вам не придется ломать голову, как сделать свою фигуру стройной или где взять денег на велотренажер - турник и "шведская стенка" принесут вашей семье ничуть не меньше пользы: вы станете энергичными и подтянутыми. Но важнее другое - занимаясь вместе с детьми, вы сближаетесь с ними, быстрее находите общий язык. Из строгих родителей, постоянно читающих своим отпрыскам нотации, есть шанс превратиться в их друзей, с которыми всегда весело и интересно. 

Источник:

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд. – М: Академия, 2004. – 48 с.

Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. – Тюмень: ИПК ПК, 1996. – 78 с.

свернуть

Во что играть с детьми летом?

Во что играть с детьми летом?

 

Итак, наступило лето! И теперь так хочется покинуть душную квартиру и отправиться за город или к морю.

Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов.

Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!

Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное - подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам. Разберемся по порядку.

Песок и вода

Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.

Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.

Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Детям школьного возраста будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Вы остались в городе?

Для того чтобы занять ребенка интересными играми, необязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий.

Это, например, рисование цветными мелками на асфальте - занятие, которое придется по душе и малышам, и детям школьного возраста. На асфальте можно не просто рисовать, но и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения.

Коллективные игры на свежем воздухе

Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям младшего школьного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Кто сильнее?» и пр.

Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время.

Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.

Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.

И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!

Игры для детей на пляже

 1. Для компании детишек игра «В поисках сокровищ» будет необычайно интересной. Для организации поисков нужны сами сокровища, для этого подойдут монетки, мелкие украшения, кроме того, маленькие совочки и небольшое сито для песка. Нужно спрятать монетки и украшения под тонким слоем песка и предложить деткам их найти. Для этого можно использовать совки, просеивать песок через сито, чтобы обнаружить мелкие украшения. В эту игру интересно будет поиграть нескольким детям или даже командам. Цель – найти все сокровища. Кто быстрее найдет больше сокровищ – тот победил!

2. Чудесная игра «Песчаный замок» подойдет для игры всей семьей. Можно строить большой замок всем вместе или разделиться на две или более команды и устроить соревнования, у кого замок получится выше, больше, красивее. Для этого очень хорошо подходит мокрый песок, камешки, ракушки. Вокруг строения можно сделать ров, который наполняется водой.

 3. Для маленьких художников прекрасно подойдут «Картины на песке». Дети могут изобразить все, что угодно или нарисовать картину на заданную тему. Очень полезным заданием будет составить рассказ по нарисованному, рассказать, что изображено или придумать целую сказку. Второй вариант: взрослый может рисовать на песке загадки, а дети должны их разгадывать.

4. Игра «Веселый бассейн» отлично подойдет для небольшой компании малышей. В этой игре необходимо рядом с водой вырыть бассейн и сделать небольшой канал, по которому вода из реки, моря или озера будет наполнять этот бассейн. Соревноваться можно – у кого бассейн больше, глубже, надежнее.

5. Игра «Веселый сапер» развивает внимание, мелкую моторику детских пальчиков, осторожность. Нужно закопать свою руку в песок растопырив пальцы, а малыш должен очень аккуратно, не задев ни один палец, откопать ее. Если Вы чувствуете прикосновение крохи к руке, сразу делаете взрыв мины, резко поднимая потревоженный палец. Это вызывает особое веселье у ребенка! Предлагаете повторить попытку, а затем меняетесь ролями и откапываете ручку малыша.

 

Игры для детей со спортивным инвентарём

1. Катаемся на велосипеде, самокате

 Для развития координации, очень хорошо подходит ребенку велосипед или самокат. Он должен подходить малышу по размеру и возрасту. Катание на велосипеде укрепляет мышцы ног ребенка. Можно мелом нарисовать пешеходный переход, где будет ходить мама-пешеход, нарисовать светофор. Так ребенок интересно выучит правила дорожного движения. А если вместе с друзьями устроить гонки на велосипедах – то интересное соревнование вам обеспечено!

 2. Играем в песке

 Песок не пропустит не один ребенок. И это очень полезно для моторики рук. Что только не происходит в песочнице: строятся замки, туннели, проезжают машины, лепятся пирожки, возводятся башни-великаны. Игры с песком могут развивать не только маленькие пальчики, но и логическое мышление, память, внимание. Когда лепим куличики – находим самый большой, самый маленький.

 3. Играем с мячом

 Возьмите с собой на прогулку мяч. Игры с мячом развивают у ребенка зрительно-моторную координацию. Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, катить по земле, бросать в цель или корзину. Покажите крохе, что мяч можно пинать ногой – может у вас вырастет будущий футболист! Учите малыша пинать мяч как правой, так и левой ногой.

 4. Играем с обручем.

 Обруч можно не только использовать по назначению. Поиграйте с ним в интересные игры: Положите обруч на пол и бросайте в него предметы.

 Обруч может превратиться в руль – ребенок придумает веселую поездку на поезде, машине или самолете. Если положить на дорожке несколько обручей, то можно прыгать по ним, как по кочкам, изображая лягушку. Обруч может быть домиком, в который будет прятаться мышка, убегая от кошки. Поставьте несколько обручей на ребро – получился отличный тоннель для ребенка. Предложите ему проползти внутри него.

 5. Играем со скакалкой.

 Прыгать через скакалку ребенок научится не сразу, а уже ближе к школе. Но это вовсе не означает, что с ней нельзя придумать множество интересных развивающих игр. Положите скакалку на пол, предложите ребенку перепрыгнуть через нее. Постепенно поднимайте ее выше и выше – через нее можно пролезать внизу, чтобы не задеть, перешагнуть. Из скакалки можно сложить интересные предметы – чашку, машинку, квадратик и т. д.

 

Подвижные игры на свежем воздухе.

 Когда ребенку надоест лепить куличики или кататься на велосипеде, можно поиграть с ним в подвижные игры на свежем воздухе:

 1. Казаки-разбойники.

 Дети делятся на две команды. Разбойники убегают, а казаки их догоняют. Убегая и прячась, разбойники мелом рисуют стрелки в том направлении, куда они убегают. Задача казаков – по стрелкам отыскать разбойников.

 2. Ручеек.

 Дети строятся по парам. Последняя из них проходит через  «туннель» и становится первой. Таким образом, продвигаемся вперед.  1-2-3-стоп.  Ведущий, стоя спиной, произносит — 1-2-3-стоп. Участники двигаются к нему быстрым шагом. На слово «стоп» останавливаются. Ведущий поворачивается и отгадывает, сколько шагов к каждому игроку.

 3. Игра Рыбак

 При помощи считалки выберите из играющих "рыбака". Завяжите ему глаза. Все остальные дети-игроки "рыбки". Они должны, хлопая в ладоши, ходить или бегать вокруг "рыбака". Тот будет стараться их поймать. Если на пути "рыбака" окажется какое-либо препятствие, стена, скамейка и т. д., дети должны предупредить "рыбака": "Мелко".

 Когда "рыбак" поймает какую-либо "рыбку", то он должен угадать, кто это. Если угадает, то "рыбаком" становится невезучая "рыбка", и игра продолжается. Если не угадает, то он отпускает жертву и принимается снова ловить. В случае если "рыбак" не смог угадать три раза, вы должны определить нового "рыбака".

 4. Игра с мячом

 Эта игра на свежем воздухе для двоих детей. Для игры понадобится небольшой мяч и металлическая или пластиковая банка. Игровое поле надо расчертить, располагая линии на расстоянии примерно тридцать сантиметров одна от другой. Посередине ставится банка. Игрок, который собьет мячом банку, переставляет его на одну черту ближе к себе. Тот из детей, кто таким способом подвинет банку ближе всего к себе, становится победителем.

 5. Вытолкни из круга

 Нарисуйте на улице круг диаметром три метра. В него должны войти два ребенка и принять исходное для игры положение, стоя на одной ноге, правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу. Задача игроков заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга или заставить встать на две ноги, толкая его плечом.

 6. Игра перетягивание

 Эта игра на свежем воздухе для двух детей. Проведите на асфальте или на песке черту. С обеих сторон на равном расстоянии на полшага от нее друг против друга, взявшись за руки, должны встать двое играющих, каждый из которых старается заставить соперника наступить на черту ногой или переступить ее. Рывки в игре не разрешаются, перетягивание должно быть плавным.

 7. Салочки или пятнашки по кругу

 Эта игра подойдет для двух детей в возрасте от четырех лет. Начертите на песке или на асфальте круг диаметром полтора метра.  Два игрока должны встать с разных его сторон. По сигналу "Раз, два, три! " они начинают прыгать вокруг на правой ноге или на левой по часовой стрелке, стараясь догнать и запятнать друг друга.

 8. Почти классики

 Нарисуйте на песке или на асфальте восемь десять кругов на расстоянии тридцать-пятьдесят сантиметров один от другого, расположенные по замкнутому кругу.  Попросите ребенка прыгать из одного круга в другой на одной ноге прямо или боком. Если в игре принимают участие двое или несколько детей, то выигрывает тот, кто дольше всех продержится на одной ноге.

  1. Игра «Идем по кругу»

 Эта игра на свежем воздухе или в просторном помещении разыгрывается при большом числе игроков, потому что они должны построиться в два круга - внешний и внутренний. Внешний круг - большой, внутренний состоит всего из трех-четырех человек. Ребята, составляющие большой круг, стоят на месте. Ведущий встает в малый круг и вместе с игроками идет по кругу, приговаривая: "Мы по кругу идем и с собою несем сладкое". В ответ на это игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например, сахар. Тот, кто первым назвал нужный предмет, переходит во внутренний круг, и игра продолжается.

 Ведущий и игроки малого круга произносят разные ее варианты "с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т. д. Постепенно все игроки переходят в малый круг. А тот, кто оказался в бывшем большом круге последним, становится проигравшим и должен выполнить какое-либо задание "фант".

10. Игра «Съедобное-несъедобное»

Возраст детей: от 3 лет.

Количество игроков: 2 и больше.

Один человек выбирается ведущим. Он называет какое-нибудь слово и бросает мяч по очереди всем игрокам. Если назван продукт, то мяч нужно поймать. Если слово обозначает несъедобный предмет, то мяч ловить нельзя. Игру можно усложнить, путая ребенка: «песочная шоколадка», «каменный апельсин», «вареный комарик» и пр.

11. Игра «Гуси и волки»

Количество игроков: 5 и больше.

Считалкой определяется 1 волк или больше, в зависимости от количества игроков. Один игрок — хозяин, остальные игроки — гуси.

В середине площадки рисуются две линии на расстоянии 1 м — это гора, под которой живет волк.

Хозяин стоит по одну сторону рва, гуси — по другую. Хозяин говорит: «Гуси-гуси».

Гуси отвечают: «Га-га-га».

Хозяин спрашивает: «Есть хотите?»

Гуси отвечают: «Да-да-да»

Хозяин: «Хлеба с маслом?»

Гуси: «Нет-нет-нет»

Хозяин: «А чего же вам?»

Гуси: «Конфет»

Хозяин: «Ну летите»

Гуси: «Нам нельзя: серый волк под горой не пускает нас домой».

Хозяин: «Ну летите, как хотите, только крылья берегите».

И «гуси» летят через гору, а волк их ловит. Кого волк поймает, тот сам становится волком.

12. Игра «Дети и медведь»

Эта игра похожа на предыдущую.

Количество игроков: 5 и больше.

Считалкой определяется медведь. В углу площадки для него рисуется берлога. Желательно, чтобы вход в берлогу был загорожен скамейкой или бревном.

Медведь залезает в берлогу, а остальные игорки становятся на другой стороне площадки. Дети идут в лес, к берлоге медведя за грибами и ягодами. При этом они напевают дразнилку: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь постыл, на печи застыл».

После дразнилки, «медведь» просыпается, вылезает из берлоги и бежит за детьми. Тот, кого медведь поймает, сам становится медведем. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут медведями.

13. Игра «Кошки-мышки»

Количество игроков: 5 и больше.

Считалкой определяются кошка и мышка. Остальные игроки берутся за руки, образуя круг. «Кошка» стоит за кругом, а «мышка» находится внутри круга. Кошка пытается войти в круг, чтобы поймать «мышку», но игроки не пускают ее, закрывая перед ней вход. Если «кошка» забегает в круг, то игроки поднимают руки вверх, выпуская «мышку».

Игра продолжается до тех пор, пока «кошка» не поймает «мышку». При этом «кошка» становится в круг, «мышка» становится «кошкой», а «мышкой» выбирается новый игрок и игра продолжается.

14. Игра «Тише едешь, дальше будешь»

Количество игроков: 2 и больше.

Считалкой определятся водящий, после этого необходимо нарисовать две черты на расстоянии 5-7 м.

Ведущий становится у одной черты, второй игрок у другой. Ведущий, стоя спиной ко второму игроку, говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп». И резко оборачивается. Если ведущий заметил, как двигался второй игрок, то игрок возвращается на место. И игра начинается снова.

Игра продолжается до тех пор, пока второй игрок, незаметно доберется до ведущего. Игроки меняются ролями и игра продолжается.

15. Игра «Львы и зебры»

Количество игроков: 3 и больше.

Считалкой определятся водящий — лев, все остальные — зебры.

Лев становится на возвышение и говорит: «Раз, два, три, игру начни».

Все зебры стоят в «табуне», как только лев сказал слова, табун убегает, а лев старается кого-нибудь поймать. Зебры могут сопротивляться и спасать своего собрата, легонько отталкивая льва.

Как только лев захватит зебру, он тащит ее в свое логово — на возвышенность и пытается защекотать до смеха. Если зебра засмеется, то она становится львом, а если зебра останется серьезной, то лев вынужден ее отпустить.

Игра продолжается до тех пор, пока все зебры не станут львами.

16. Игра «Летела корова»

Количество игроков: 4 и больше.

Дети становятся в широкий круг, руки не смыкают. Левую руку каждый игрок свободно кладет поверх правой руки соседа.

Игра начинается. По очереди игроки говорят по одному слову из игры и левой рукой хлопают по правой руке соседа.

Слова в игре такие:

Летела корова по синему небу. Читала газету №…

Игрок называет любой номер (например, 10) и по очереди начинается счет до этого номера: 1, 2, 3, …10. Каждую цифру называет новый игрок, когда подходит последняя цифра, игрок следующий за говорящим, должен отдернуть руку. Если игрок, не успел отдернуть руку, то он проиграл. И игра начинается снова.

Игра очень нравится детям и позволяет быстро освоить счет.

17. Игра «Король любит»

Количество игроков: 4 и больше.

По считалке, или по желанию один игрок выбирается ведущим — он Король. Король стоит спиной к остальным игрокам и произносит одну из двух возможных фраз: «Король любит» или «Король не любит» и называется какой-нибудь цвет.

К примеру, ведущий говорит: «Король любит желтый цвет». Те игроки, у которых есть желтый цвет на одежде или обуви, спокойно проходят. Король ловит игроков, у которых нет желтого цвета.

Если же произнесена фраза «Король не любит желтый цвет», то, наоборот, спокойно проходят игроки у которых нет желтого цвета. А король ловит игроков, имеющих на себе желтый цвет.

Если у игрока небольшой рисунок желтого цвета, то можно его прикрыть ладошкой и спокойно пройти.

Как только король дотронется до какого-нибудь игрока, новый игрок становится королем и игра начинается заново.

18. Игра «Третий лишний»

Количество игроков: 8 и больше.

Считалкой определяются водящий и убегающий. Остальные дети становятся парами, образуя круг.

Убегающий считает до трех и убегает, а водящий старается его догнать. Убегающий может забежать в круг, встать впереди какой-нибудь пары и крикнуть «Третий лишний». При этом третий человек становится убегающим и бежит от водящего. Если водящий осалит убегающего, то они меняются ролями.

19. Игра «Выше ножки от земли»

Количество игроков: 4 и больше.

Считалкой определяется водящий, он бегает за остальными игроками, пытаясь их осалить. Если игрок, запрыгнул на скамейку, бревнышко, т.е. его ноги не касаются земли, то его нельзя салить.

Если же водящий осалит игрока, то они меняются ролями.

20. Игра «Собачка»

Количество игроков: три и больше.

Считалкой определяется человек, который будет «собачкой». Остальные дети дети становятся на расстоянии 7-10 м друг от друга и бросают мяч друг другу. Ребенок, которому выпала роль собачки, старается коснуться мяча. Как только он коснется мяча, то водящим становится тот, кто последний бросил мяч.

 21. Игра «Передай мяч»

Количество игроков: 4 и больше.

Эта игра похожа на игру в «Собачку», но в нее играет большее количество детей. Также считалкой определятся водящий. А все остальные игроки становятся в круг и передают мяч от одного человека другому. Водящий находится за пределами круга и старается коснуться мяча. Как только ему удается дотронуться до мяча, он становится в круг, а водящим становится тот, у кого в руках коснулись мяча.

Правила игры:

Мяч не разрешается ронять. Тот, кто уронит мяч становится водящим.

Мяч нужно передавать соседу, а не перебрасывать через игроков.

Круг может быть маленьким, тогда мяч передают друг другу, а можно встать друг от друга подальше и перебрасывать мяч.

22. Игра «Паучок»

Количество игроков: 3 и больше.

Эта игра смесь «Жмурок» и «Стоп, земля».

Считалкой определяется ведущий — паучок. Он зажмуривает глаза и считает до 10. Все остальные (мушки) разбегаются.

Как только паучок досчитал до 10, он, с зажмуренными глазами, идет искать мух. Поймав муху, он на ощупь должен определить, как ее зовут. Если паучок угадал, то муха сама становится паучком.

Во время игры, паучок может сказать две волшебные фразы «Стоп, земля» или «Стоп, воздух».

Если паучок сказал «Стоп, земля», то из мух, стоящих на земле, считалкой выбирается новый паучок.

Если же паучок сказал «Стоп, воздух», то новый паучок выбирается из мух, стоящих на возвышении.

 Веселого вам отдыха и интересных игр летом!

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лучшие игры для детей на свежем воздухе. Шамина А.В. Из.: Рипол Классик, 2007. С.: 256
  2. В. В. Маркевич. Игры на свежем воздухе. Из.:  АСТ. 2005г
  3. Отдыхаем на природе. Игры, шутки, розыгрыши. Симонова И. 2007. Из.: Рипол Классик ISBN: 978-5-7905-4366-1 С.: 107
 
свернуть

Закаливание

ЗАКАЛИВАНИЕ

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физиче­ски к предстоящей напряженной умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простуд­ных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними - за­каливание.

Одно из удивительных свойств организма - способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей сре­ды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепен­но и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждает­ся в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ре­бенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Пер­вым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих  правил:

-  предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья,

-  постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воз духа, воды, солнца);

-  закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достиг­нутый эффект;

-  добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание по­мещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже + 16°С.

Ребенок должен ежедневно гулятьДаже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воз­душные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продол­жительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин.

 

При этом по­степенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя ма­лыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко за­бота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в ре­зультате - очередная простуда.

Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водойоказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания возду­хом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее дос­тупная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначально температура воды - 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2

Дня на 2 "С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность,от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), и затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный.  Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре - к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоска­ние необходимо примерно 1/3 стакана воды.

 

Закаливание солнечными лучамивозможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными про­цедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца - с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и закан­чивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с коротки­ми рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаемослабленные дети особенно нуждаются в зака­ливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в шко­лу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

  • Настроение-жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально ре­агирует на окружающее.
  • Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
  • Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.
  • Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во вре­мя еды не отвлекается.
  • Сон- спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробужда­ется от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустой­чивость настроения, подавленность, раздражительность, плакси­вость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необхо­димо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Литература:

1 Иванченко В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. С. 31.

2 Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С.-Петербург, 1990. С. 27.

3 Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М., 1988. С. 220.

4 Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф.- Дубна, 1992. С. 115.

5 Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М., 1988. С. 102.

6 Турсунов М.М. Патогенетические основы врачебной тактики при частых ОРЗ у детей: Автореферат. - М., 1987. С 18.

 

 
свернуть