Страничка учителя-дефектолога

Общее недоразвитие речи - что это?

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – ЧТО ЭТО?

 

Понятие (общее недоразвитие речи) подразумевает нарушение формирования всех компонентов речи, т. е. звукопроизношения, фонематического слуха, структуры слова, словарного запаса, грамматических категорий, связной речи. Разумеется, степень таких нарушений может быть различной.

 

Чтобы у ребенка сформировалась полноценная речь, необходимы несколько условий, главное из которых – это созревание и нормальное функционирование центральной нервной системы. Другое важнейшее условие – это общение малыша со взрослыми.  Если такая возможность отсутствует или общение недостаточно, то речь не будет сформирована или же она будет неполноценной даже при нормальном функционировании нервной системы. Для формирования полноценной речи необходимы оба условия. При этом предпочтительно, чтобы ребенок общался с матерью или с другим близким человеком, причем на положительной эмоциональной основе. Давно подмечено, что воспитанники в детских домах, как правило, страдают общим недоразвитием речи и даже задержкой психического развития. Если ребенок до 7 лет не имеет речевого контакта, то даже при нормально функционирующей центральной нервной системе он уже не сможет научиться говорить, что неоднократно было подтверждено найденными «маугли».

 

Формироваться речь у ребенка начинает до года, в норме уже с 2 месяцев малыш начинает гулить, в 4 – 5 месяцев появляется лепетная речь, а к году ребенок произносит первые слова. Надеюсь, понятно, почему так важно разговаривать с малышом с первых дней его жизни.

 

Какие же причины могут вызывать общее недоразвитие речи. Самые тяжелые речевые нарушения возникают в том случае, когда плод поражается внутриутробно, особенно на 3 – 4 месяце беременности. Это происходит, если мама перенесла в этот период инфекцию, наиболее опасны вирусные (грипп, краснуха). Возможно поражение плода вследствие интоксикации, токсикоза, употребления алкоголя и никотина, несовместимости крови плода и матери по резус – фактору, заболеваний центральной нервной системы матери во время беременности.

Если неблагоприятные условия сопровождают плод на протяжении внутриутробного развития, то и поражения структур головного мозга будут наиболее тяжкими, и общее недоразвитие речи может сочетаться с олигофренией. ОНР могут вызвать и родовые травмы, асфиксии, гематомы головного мозга, а также черепно – мозговые травмы в первые годы жизни малыша.

 

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

 

Первый уровень (ОНР I ур. р. р) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.

 

Второй уровень (ОНР II ур. р. р.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико–грамматические разряды слов, существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным  остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.

 

Третий уровень (ОНР III ур. р. р.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных,  а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме, они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. В нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно – следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница III уровня определяется  как   не  резко  выраженное  общее  недоразвитие   речи (НВОНР).

 

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи, нарушение умственной работоспособности, произвольной  деятельности и поведения, быстрая истощаемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость. Раздражительность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, нарушения функций активного внимания и памяти, изменения мышечного тонуса, нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса, характерные нарушения познавательной деятельности.

 

 

 

В теории и практике логопедии ОНР рассматривается в двух значениях,

  1. ОНР как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи. В данном случае симптоматика ОНР наблюдается при различных по механизмам формах речевых нарушений, моторной алалии, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, ринолалии.
  2. ОНР как самостоятельная форма расстройства речи.

 

Что же делать, если вашему ребенку поставили диагноз «общее недоразвитие речи». Конечно, лучший выход – это определение малыша в логопедическую группу детского сада. Здесь с ним ежедневно будут заниматься коррекционной работой учитель – дефектолог, воспитатели, а родителям дома, разумеется, нужно помогать ребенку закреплять и повторять усвоенный материал. У малыша в таких условиях больше шансов исправить нарушения речи до школы.

 

Если нет возможности определить ребенка в логопедическую группу, то родители должны водить его на занятия к логопеду в поликлинику. В любом случае малышу необходимо уделить максимальное внимание, как можно больше общаться, заниматься по заданиям логопеда, покупать дидактические развивающие игры, развивать мелкие мышцы рук (речевые центры находятся рядом с двигательным центром в коре головного мозга), тренировать его внимание, память, мышление. Расширять словарный запас, учить его правильно строить фразы.

 

Но важно знать, что даже при самом легком недоразвитии речи ребенок не сможет выйти из этого состояния самостоятельно или при активной помощи родителей. Ему необходима квалифицированная помощь логопеда (учителя – дефектолога). В противном случае у ребенка возникнут серьезные проблемы в школе.

 

 

 

Источник: Волкова Л.С., Шаховская С.Н. – Логопедия

 

Подготовила Учитель -дефектолог высшей категории: Воронина В.Г.

свернуть

Организация образовательного процесса в группе для детей с ТНР

Организация образовательного процесса в группе для детей с ТНР

 

В начале учебного года учитель – дефектолог проводит обследование детей. Учитывая результаты обследования,  дальнейшая работа планируется с опорой на образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для  детей с тяжёлыми нарушениями речи; «Методические рекомендации» Мороз Л.Н.(по тематикам); «Коррекционную работу в дошкольном учреждении» М.В. Смолянко и др.

В зависимости от диагноза определялся как индивидуальный маршрут коррекции в развитии детей, средства воспитания и обучения, отбор их содержания, так и рационализация коррекционно-образовательного процесса.

В течение учебного года проводятся следующие виды занятий:

подгрупповые : по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию произносительной стороны занятия по обучению грамоте. В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.

индивидуальные.

Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально волевую).

Занятия проводятся по следующим направлениям: логопедическая коррекция и развитие познавательной деятельности.

Логопедическая коррекция направлена на развитие понимания речи, обогащение словаря детей; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи (монологическая и диалогическая); развитие артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики; развитие фонематического слуха, постановку звуков и введение их в речь; закрепление произнесения слов различной звуко - слоговой структуры; усвоение навыков звукового анализа и синтеза.

В процессе работы большое внимание уделяется и развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Коррекционно-воспитательная работа строится благодаря организации специального педагогического подхода; с учётом возраста детей, тем, задач логопедических занятий, включая и преемственность между всеми специалистами: учителем-дефектологом, воспитателем, руководителями физвоспитания, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. В зависимости от уровня речевого развития и индивидуальных способностей детей для проведения подгрупповых занятий группа делится на 2 подгруппы.

В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)

В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза. Занятия по формированию произносительной стороны речи включают следующие структурные компоненты: мимические, голосовые и дыхательные упражнения, разнообразные задания, направленные на усвоение детьми лексико-грамматического строя речи, игры на развитие общей и мелкой моторики (конструирование букв из пальцев рук, из палочек, каштанов, шнурков), игры на развитие внимания, памяти, психогимнастику, релаксацию.

Используется прием утрированного произнесения изучаемого звука. Дети учатся воспринимать звук на слух, узнавать его в речевом потоке, четко произносить в звукокомплексах, слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза. В процессе подготовки к обучению грамоте дети учились  различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове.

В процессе обучения грамоте применяются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, отработку навыков словоизменения и словообразования, развитие связной речи.

На занятиях соблюдается режим двигательной активности: проводятся физкультминутки, пальчиковая и зрительная гимнастики, чередуются различные виды деятельности.

Значительную роль в коррекционном обучении детей играет участие родителей. Они информируются обо всех результатах обследования, о задачах и предполагаемых сроках коррекционной работы. В течении всего периода обучения родители работают над закреплением материала занятий. Проводятся групповые консультации и индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития и обучения детей.

В процессе обучения используются следующие формы организации детей: экскурсии, игры, труд, режимные моменты, руководство которыми осуществляется учителем-дефектологом и воспитателями в соответствии с основными разделами «Программы воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Индивидуальную работу по коррекции имеющихся нарушений ежедневно проводит как учитель-дефектолог, так и воспитатели.

 

 

Источник:

Волкова Л.С., Шаховская С.Н. – Логопедия

Алексеева М.М., Яшина Б.И.- Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

 

Подготовила Учитель -дефектолог высшей категории: Воронина В.Г.

свернуть

Как организовать логопедическое занятие дома

Как организовать логопедическое занятие дома.

 

 Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или диване.

Помните, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятия обязательно проявится.

С детьми, имеющими отклонения в развитии необходимо заниматься каждый день.

К занятиям по формированию лексико – грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического восприятия, а позже – на развитие связной речи.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

Через 15 – 20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна.  

Разбейте блок игр и упражнений на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.

Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием ребенка – ведь еще 15 – 20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом!

Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при  изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Не «сюсюкайтесь»!

Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».

Если же вы строго скажите, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!».

Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.

Не забывайте поощрять ребенка!

Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или куколка, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания.

Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т.п.

При выполнении заданий отмечайте для себя те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.

Как отмечалось раньше, в занятие должны входить пальчиковая и артикуляционная гимнастики.

Для чего же они так необходимы?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук.  Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь эти процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движение пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

 Выполнение упражнений должно быть регулярным, время выполнения около 3 – 5 минут.

Ребенку всегда предлагается инструкция, нельзя заменять ее ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

 Что же такое – артикуляционная гимнастика?

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбе. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, коорая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться  и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проводиться в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

 

 

 

Источник: 

Российская Е.Н., Гаранина Л.А. – Произносительная сторона речи: Практический курс

 

Подготовила Учитель - дефектолог высшей категории: Воронина В.Г.

свернуть

Речевые упражнения и игры

Речевые упражнения и игры

Угадай загадку

Это речевое упражнение может быть использовано как обычная игра с ребенком. Детские загадки всегда использовались в народной педагогике. Они расширяют кругозор, помогают детям знакомиться с окружающим миром, развивают смекалку, наблюдательность, память, расширяют словарный запас.

Начинают с простых загадок, сопровождая их картинками. Ребенок показывает картинку с отгадкой, называет её. Можно проанализировать, почему загадка построена именно так, это облегчит малышу её понимание. Следующий этап — заучивание наизусть. Конечно, этот этап можно осуществить только если ребенок уже овладел достаточными навыками произношения слов и фраз.

Особенно подходящими являются загадки, в которых есть повторы. Они будут хорошей тренировкой речевого аппарата.

Скороговорки

Скороговорки — великолепный тренажер речи для любого человека. Они помогают совершенствовать речевой аппарат, делают его более послушным. При постоянных тренировках со временем речь становится правильной, четкой, выразительной. Скороговорки помогут алалику произносить слова целиком, не проглатывать окончания.

Начинают с самых простых и коротких, чтобы их легко было повторит и запомнить. Для того, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию, можно подобрать смешные скороговорки или те, в которых есть известные герои. Например: «Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей». Постепенно они усложняются, удлиняются. Также и со скоростью произношения: сначала говорим медленно, четко проговаривая каждое слово, затем быстрее и быстрее.

Дома можно подключить к этой игре всех членов семьи или даже устроить соревнование. Тогда кроме практической пользы по выработке речевых навыков все получат удовольствие, внимание друг друга, а это тоже важная составляющая решения проблемы алалии.

Стихи

Стихотворная речь легче воспринимается на слух и легче воспроизводится, поэтому рассказывание и заучивание стихов обязательно включается в любую программу по коррекции речи. Начинают с повторения строк, с их совместного произношения, потом разучивают четверостишия с коротенькими строчками. Занятия можно сопровождать разглядыванием иллюстраций к стихотворению или рисованием собственных картинок. Это поможет глубже осознать смысл текста и добавит еще одну грань восприятия. Постепенно накопится большое количество выученных стихотворений, которые нужно периодически повторять. Делать это можно во время прогулки или по дороге из детского сада домой. Постепенно речь будет становиться всё более и более правильной и четкой.

Например:

Стихотворения нужно произносить по слогам:

Са-са-са — ле-тит о-са
Су-су-су — мы ви-де-ли о-су
Сы-сы-сы — не бо-им-ся мы о-сы

Са-мо-лёт ле-тит,
Са-мо-лет гу-дит.
У-у-у — я ле-чу в Мо-сквууу!

К нам при-шла со-ба-ка
Ум-на-я со-ба-ка
С дет-ка-ми иг-ра-ет
О-чень гром-ко ла-ет
«Ав-ав-ав»

В ма-ши-не, в ма-ши-не
Шо-фёр си-дит,
Ма-ши-на, ма-ши-на
Идёт гу-дит:
«Би-би-би, би-би-би»

Ма-лень-кую Лю-сю
На-пу-га-ли гу-си.

У на-шей ма-ши-ны
ши-пы на ши-нах

Па-ро-воз, па-ро-воз
Но-вень-кий, бле-стя-щий
Он ва-го-ны по-вёз
Буд-то на-сто-ящий.

Кто едет в по-ез-де?
Плю-ше-вы-е миш-ки,
Кош-ки пу-ши-сты-е,
Зай-цы да мар-тыш-ки.

Поиск объектов, которые есть у нас дома

Для коррекции речи у детей с алалией очень важно стимулировать их к проговариванию того, что происходит вокруг, называнию различных предметов, с которыми они взаимодействуют. Для этого подойдет нехитрая игра по поиску различных предметов, которые находятся в доме. Ребенка просят найти, где находится, например, папина любимая чашка. Он находит, приносит и называет этот предмет или проговаривает, где стоит папина чашка. Возможны различные варианты сложности: предметы на виду или скрыты от глаз, ребенок пользуется этими предметами или нет. Самое главное — проговаривать сначала вместе с ним названия, место нахождения, потом ребенок сам будет говорить. Возможен и обратный вариант: он дает задание другим людям. Тогда важно, чтобы формулировка была полной, например, «Папа, найди, где лежат мамины красные бусы».

Такая игра развивает у детей память, внимание, учит их свободнее ориентироваться в пространстве, придает уверенность.

 

Компьютерные игры

Компьютер — это отличный инструмент, который мотивирует детей. В интернете есть много развивающих игр, которые помогут вашему малышу весело провести время, работая над произношением нужных звуков и слов.

Таким детям подойдут развивающие компьютерные игры, особенно хороши те, которые построены по методике Монтессори. Можно предложить поиграть в звукоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». Обязательно проговаритвайте с малышом названия предметов, которые встречаются в игре. Большую радость вызывают у детей собственные правильные ответы, особенно, когда они сопровождаются обратной связью из игровой программы. Например, при правильном ответе открывается веселый смайлик.

Но и не следует забывать, что компьютерные игры — это тот ресурс развития, который нужно использовать с осторожностью и обязательно строго дозировать. Яркие картинки, движущиеся объекты на экране слишком возбуждают нервную систему ребенка. Ребенку-алалику не стоит разрешать самостоятельно играть в компьютерные игры. Это нужно делать сначала вместе, потом под присмотром взрослых. Причем, не более 15 минут.

Мы, взрослые, не должны забывать, что маленькое существо, которому мы когда-то дали жизнь, нуждается в нашей постоянной заботе и любви. Будьте внимательны к своим детям. Если вам кажется, что с ребенком что-то не так, лучше перестраховаться, обратившись за помощью, чем потом узнать, что это обращение было запоздалым.

 

 

Источник :

Российская Е.Н., Гаранина Л.А. – Произносительная сторона речи: Практический курс

 

Подготовила учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Воронина В.Г.

свернуть

Самодельный пальчиковый театр из бумаги

 

Самодельный пальчиковый театр из бумаги

 

 

 Что такое пальчиковый кукольный театр?

Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные "декорации": деревья, домик, репка и т.п. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине или сделать самому.

Для чего нужен пальчиковый кукольный театр

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Как сделать пальчиковый кукольный театр?

Пальчиковый кукольный театр можно связать на спицах или крючком, сшить из плотной ткани, сделать из картона, баночек или стаканчиков от йогурта, а также из простой или цветной бумаги.

САМОДЕЛЬНЫЙ ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ИЗ БУМАГИ

 

К изготовлению пальчикового кукольного театра из бумаги можно и нужно привлечь малыша. Процесс создания фигур из бумаги может оказаться для него чрезвычайно интересным.

В зависимости от возраста доверьте ему те задания, с которыми он справится: складывать бумагу, приклеивать ушки, закрашивать или рисовать мордочки и лица - любое из этих занятий доставит малышу много радости, если Вы сами с увлечением и радостью будете мастерить вместе с ним.

 

1. ВЫБИРАЕМ СКАЗКУ

В зависимости от возраста ребенка и его предпочтений выбираем сказку.

Легко играются сказки:

ü  «Колобок» (колобка лучше слепить из пластилина или соленого теста)

ü  «Репка»

ü  «Теремок»

ü  «Заюшкина избушка»

   

ü  «Три поросенка»

ü  «Три медведя»

2. ЧИТАЕМ СКАЗКУ

Это особенно важно для маленьких ребятишек. Сказку нужно прочитать медленно, с выражением озвучивая каждого героя.

Можно изменять высоту голоса, подражая каждому из персонажей. Рассмотрите с малышом героев на картинках, обсудите, какие они (какого цвета; большие или маленькие; гладкие, пушистые или колючие и т.д.), а так же поговорите об их характерах (добрый герой или злой; веселый или грустный; хитрый или наивный; умный или глупый и т.д.).

Обязательно ответьте на вопросы малыша (если он уже может их задать).

3. ДЕЛАЕМ ПЕРСОНАЖЕЙ

Для этого нам понадобится:

ü  Белая или цветная бумага и/или картон (для одной фигурки – половинка листа формата А4)

ü  Ножницы

ü  Клей

ü  Цветные карандаши и/или фломастеры

Складываем из бумаги фигурку по схеме, хорошенько проглаживая каждый сгиб.

 

  1. Сложить квадрат пополам

 

 

 

  1. Сложить лист по линии сгиба, прогладить и развернуть обратно.

 

 

  1. Загнуть угол по линии сгиба.

 

  1. Загнуть другой угол.

 

 

  1. Загнуть один из нижних уголков по линии сгиба, вложить его в "кармашек".

 

  1. Перевернуть фигурку и загнуть второй уголок по линии сгиба.

            

  1. Вот что должно получиться.

 

Теперь вырезаем и приклеиваем фигурке ушки, рожки, хвостик и т.д. (в зависимости от персонажа).

Остается фигурку раскрасить и нарисовать мордочку (или сделать глазки и носик из цветной бумаги).

 

Можно сделать персонажей из разных по плотности материалов: пусть зайчик у Вас будет из простой бумаги (он ведь такой нежный и беззащитный), а медведя сделайте из картона. Лису можно сделать из оранжевой бумаги, а вот собачку будет интересно раскрасить самим (нарисовать ей пятнышки, например).

 

4. ЗАЙМЕМСЯ ДЕКОРАЦИЯМИ

Для некоторых сказок нужны декорации:

Домик лучше сделать плоским из картона. Вырежьте для него две опоры; сделайте два надреза внизу домика; вставьте опоры перпендикулярно домику.

Репку также легко вырезать из белого картона и раскрасить.

Обстановку комнаты из сказки «Три медведя» можно «позаимствовать» у кукол или нарисовать.

 

5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ

Расставьте декорации. Нарисуйте афишу. Сделайте билеты (можно просто ставить детскую печать или отпечаток детского пальчика, раскрашенного фломастером на кусочке бумаги). Соберите зрителей (родственников, кукол, мягких игрушек). Моя дочка с удовольствием показывала спектакли перед машинками.

 

Все готово!

Звучит третий звонок…

Спектакль начинается…

Подготовила учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Воронина В.Г.

свернуть
поделиться в:
Меню раздела